05.12.2016, Понедельник 03:37
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
19 февраля 2016 г. 20:06:04
БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Профессия: художник-постановщик театра кукол
Иллюстрация Любови Турбиной

«БелПресса» продолжает рубрику «Профессия по пятницам» монологом кукольных дел мастера.


Но сначала, как обычно, небольшой тест:

О профессии рассказывает Андрей Лукомский, который 15 лет работал главным художником Белгородского государственного театра кукол.

«В театре кукол я оказался впервые в пять лет. Родители привели меня на спектакль, а потом я с радостью узнал, что, оказывается, там работает мой отец. Фактически всё свободное время я проводил в театре. Разумеется, пересмотрел весь репертуар, причём не только из зала, но и из‑за кулис. Театр стал для меня вторым домом.

Когда приходил в цеха, где делали материальную часть спектакля – кукол, декорации, реквизит, всегда было интересно наблюдать за процессом, как из обыкновенных деревяшек, тряпочек, бумажек и проволочек вдруг рождается новый сказочный мир. Интересно было изучать, как кукла устроена изнутри, какова её механика: дёрнешь рычажок – рот откроется или начнут двигаться глаза.

После школы у меня не было вопроса о выборе профессии. Поскольку я учился также в художественной школе, то уже понимал, что художник театра кукол – дело, которым мне интересно заниматься. На весь Советский Союз было всего два учебных заведения, где готовили художников-постановщиков театра кукол: в Ленинграде (сейчас – Санкт-Петербургская академия театрального искусства) и в Ярославле, куда я и поступил (Ярославский театральный институт).

Самую первую куклу, которую я сам сделал, честно говоря, не могу вспомнить. Но помню первый спектакль, в создании которого принимал участие под руководством народного артиста РСФСР Владимира Владимировича Кукушкина ещё до поступления в театральный институт.

Фото Владимира Юрченко

Существует несколько видов театральных кукол: те, которые находятся на ширме и управляются актёром снизу (перчаточные и тростевые), можно назвать верховыми; куклы, которыми актёр работает перед собой, называют планшетными; куклы, которыми управляют сверху, называются низовыми, или марионетками. Марионетки бывают штоковые, где вага (крепление) с жёсткими прутами, и на ниточках или верёвочках, которые крепятся к ваге. Отсюда пошло известное выражение «дёргать за верёвочки». Самой простой куклой считается перчаточная, которая надевается на руку актёра. А самая сложная и в управлении, и в изготовлении, пожалуй, марионетка на ниточках.

Куклу можно сделать из разных материалов, и для работы с ними нужны соответствующие инструменты: клюкарзы, пилы, лобзики, стамески и резцы для дерева, ножницы, иголки и нитки – для ткани… А ещё кукол можно сделать из картона, шерсти и т. д. Всё зависит от творческих задач, которые ставит режиссёр, чтобы наиболее полно раскрыть образы и характеры персонажей и передать идею спектакля.

Я поставил более 50 спектаклей в России и за рубежом.

Для многих людей кукла – это просто игрушка. Мало кто задумывается (или просто не обращает внимания), какое существует разнообразие кукол: декоративные, авторские, интерьерные, обрядовые, ритуальные, коллекционные, репликанты, сувенирные и, конечно, театральные. И каждый раз, когда кто‑то говорит «кукла», мне хочется спросить: а о какой кукле идёт речь?

Так уж складывается, что самые распространённые персонажи – и, стало быть, куклы – это котята, щенята, зайцы, медведи, лисы, волки. Животинушки всякие. Один год мне попадались спектакли с котами: «Котёнок по имени Гав», в Америке – Who said meow («Кто сказал «Мяу»), «Кот в сапогах»… Потом пошла птичья тема: в Туле – «Серая шейка», в Рыбинске – спектакль «Дикий» по пьесе Синакевича (по мотивам «Гадкого утёнка»). Там весь птичий двор – гуси, утки, лебеди, индюки, куры… Надоели ли мне они? Как ни странно – нет, не надоели».

Записала Елена Байтингер


для комментариев используется HyperComments