05.12.2016, Понедельник 05:22
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
18 марта 2016 г. 18:12:05
БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Профессия: гитарных дел мастер
Иллюстрация Любови Турбиной

В новой «Профессии по пятницам» рассказываем, как староосколец наладил производство экзотического инструмента укулеле.


 Но сначала проверим ваши знания:

О своей работе «БелПрессе» рассказал гитарных дел мастер Вадим Фомин:

«Я сам играю на гитаре. Укулеле впервые увидел в одном музыкальном ролике и узнал, что оно сделано вручную. Подумал: раз кто‑то смог, то и я смогу. Учился всему сам, много читал и искал ценную и редкую информацию. Первое укулеле делал почти год.

Укулеле – это маленькая четырёхструнная гитара. Думаю, все его знают по старым фильмам и фотографиям с Мерилин Монро, а также по гавайскому кино и мультику про Лило и Стича. С гавайского слово «укулеле» переводится примерно как «прыгающая блоха» – из‑за движений пальцев правой руки при игре, напоминающих блошиные прыжки.

Сейчас я занимаюсь разработкой своих систем изготовления укулеле и банжолеле – гибрида укулеле и банджо. Получилось, что я стал первым мастером в России, который начал делать укулеле-банджо под заказ.

Укулеле в плане игры довольно простой инструмент, так что освоить его может почти каждый буквально за месяц. А хороший гитарист через месяц уже может выжать из него максимум звука и музыки. Поэтому инструмент быстро набирает популярность. Появилось уже немало профессиональных укулелистов в России и ещё больше за рубежом. Спрос на хорошие модели укулеле вырос.

Укулеле ручной работы заказывают профессиональные музыканты, поскольку именно они считаются инструментами высокого класса, с качественным и чётким звуком. Их ещё называют мастеровыми. Мастеровые укулеле отличаются от магазиных тем, что выполнены из очень выдержанного дерева с хорошими характеристиками. Мастеровой инструмент должен выглядеть достойно – быть эксклюзивным и красивым. Когда берёшь его в руку, сразу чувствуешь его роскошь и силу.

Вадим Фомин. Фото из личного архива
Вадим Фомин. Фото из личного архива

По традиции укулеле делают из гавайского дерева коа – это сорт красного дерева, гавайская акация. В России оно стоит немалых денег. Сегодня есть возможность приобретать экзотическое дерево со всего мира. Я использую палисандр, десять видов красного дерева, лунный эбен, ель, маккассар, амарант, падук и др.

Из русских пород дерева очень хорошо подходит ель. Всегда долго и упорно ищу акустическую ель – её мало, а это сердце инструмента. Иногда из‑за куска ели приходится ехать в другой город, просто чтобы посмотреть, подойдёт она или нет. Но оно того стоит, потому что работать с ней в мастерской – сплошное удовольствие.

Можно вспомнить Антонио Страдивари, скрипичного мастера, чьи скрипки живут по сей день и звучат так, что даже учёные не могут понять, в чём секрет столь совершенного и ровного звука. Страдивари работал по старинке и использовал в работе с деревом такие инструменты, как ножи, цикли, самодельные рубанки, масла, камни, стекло. Мы, современные мастера, используем эти инструменты и сейчас. Основной инструмент любого гитарного мастера – рубанок и цикля (инструмент для доводки и зачистки дерева до нужных размеров и толщины). Почему цикля? Да потому, что при работе издаёт звуки «цик-цик».

В России укулеле ручной работы стоит примерно от 35 тыс. рублей и до бесконечности. В Америке или на Гавайях стоимость инструмента от хорошего мастера достигает почти 4 тыс. долларов.

Для изготовления хорошего музыкального инструмента нужна мастерская. Работать дома стало невозможно, а учёба в институте на финансиста мешала заниматься любимым делом. Поэтому я решил сделать его основной профессией и перевёлся на заочное. Я занимаюсь музыкальными инструментами уже шесть лет: днями и ночами я учился их делать и до сих пор учусь. И буду учиться всю жизнь».

Записала Елена Байтингер


для комментариев используется HyperComments