• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
29 июля 2016 г. 18:51:37
БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Профессия: арфист
Иллюстрация Любови Турбиной

В «Профессии по пятницам» артист не только по призванию, но и по должности.


Арфа – это звучит поэтично. А знаете ли вы что‑нибудь ещё об этом музыкальном инструменте?

 


Об арфе и арфистах рассказывает Инна Макаренко, артистка симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии:

«Об арфе всегда говорят: «Ой, такой необычный инструмент, редкий». Редкий, может быть, для Белгорода. На самом деле он есть в любом симфоническом оркестре. Нередко меня приглашают выступать в города, где нет арфистов. В Курск, например (там есть арфа, но нет исполнителя), Липецк, Калугу.

В семь лет мама отдала меня в музыкальную школу на скрипку. Мы жили в Змиёве Харьковской области. Я думала, что ходить в музыкальную школу – это обязательно, мой старший брат учился там. Через какое‑то время маме сказали: «У вас дети очень способные. Отвезите их в харьковскую специализированную школу-десятилетку, если хотите, чтобы они стали музыкантами». Мы поехали в Харьков, нас прослушали: слух хороший, ритм. Но скрипачи в первом классе уже играют концерты, и догнать их будет сложно. Предложили вариант: для мальчика – труба, девочке – арфа. Что такое арфа, я понятия не имела…

Изначально учат, что инструмент надо держать не на плече, а коленями. При правильном положении музыкант не испытывает большой нагрузки, большой физической силы при игре не требуется.

Главное – сила пальцев. Ни в коем случае нельзя напрягать ни плечи, ни локти, ни кисти: громкость тоже зависит не от того, насколько я физически сильна. Встречаются маленькие девочки с такиииим звуком…

Мальчики тоже всегда учились играть на этом инструменте. Но никого из мужчин-арфистов не знаю лично. Самые известные – основатели школ, мужчины-композиторы.

С арфой вместе я более 40 лет. В Харькове работала в оперном театре: устроилась на пятом курсе. Харьков всё‑таки большой, и там конкуренция была в то время. Когда мне предложили работу в Белгороде, я согласилась с удовольствием. В симфоническом оркестре филармонии я с 1994 года.

Инна Макаренко.
Инна Макаренко.
Фото Владимира Юрченко

Мою собственную арфу мама купила мне в 1980-м. Я была у подружки в Киеве и не знала, что мама мне подарит. Спросила: «Приготовила мне подарок?» Мама сказала, что приготовила, и очень хороший. Мне было 14 лет, и вот я думаю: может быть, сумочку? Или брюки? Хороший же! Приезжаю – стоит арфа. У меня шок. Сначала расстроилась – другого ожидала. Я‑то понимала, что теперь буду и дома заниматься. Но эта арфа меня всю жизнь выручала потом. По тем временам она стоила дорого. Уже не новый инструмент мама купила за 1,5 тыс. при зарплате 120 рублей.

В белгородской филармонии две арфы. Первая – с историей, старенькая уже, года 1970-го, ленинградская. Два года назад её отреставрировали. Ремонтировать арфы дорого, но нам она была нужна для выездов на концерты в области. Вторая – итальянской фирмы Salvi, невыездная.

Итальянская арфа тяжелее советской раза в полтора, весит килограммов под 50, наверное. Носить инструмент самой сейчас мне приходится редко, а когда училась – постоянно. В филармонии этим занимаются специальные сотрудники. Так же перемещаем её вне здания: двое выносят, кладут в автобус, достают её оттуда…

Я ездила в Англию с ростовским оперным театром – инструмент отправляли за нами в фуре в специальном жёстком кофре.

Если есть возможность выбирать, арфы лучше покупать итальянские или американские. У французских, например, случаются проблемы с механикой.

Моя арфа нравится мне тем, что она немного меньше американки, у неё на миллиметр меньше мензура (рабочая длина струны – прим. ред.). Такие особенности чувствуются, когда пересаживаешься с одной арфы на другую. С американской нужно чуть выше садиться – мне непривычно.

У педальной арфы 47 струн трёх цветов, семь педалей – семь нот. Три положения повышают и понижают звук на полтона, то есть выполняют функцию чёрных клавиш рояля. В этом сложность: всё нужно делать одновременно. Мне кажется, что это пригодится в старости для координации. А не дай бог поставите не ту педаль или не на диез, а на бекар – совсем уже другая гармония, другое произведение. Сложно, лишь когда учишься играть, а потом привыкаешь – и это уже твоя работа».

Записала Оксана Придворева


для комментариев используется HyperComments