Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 августа 2015, 12:20
 Ирина Дудка 3301

Придём к вам всем отделом

Белгородские ведомства отвечают, как остановить поток рекламных звонков на свой телефон

Придём к вам всем отделом
  • Ирина Дудка
  • Статья

«БелПресса» уже рассказывала об услугах одного из салонов красоты, от которого довольно сложно отвязаться, в статье «Красота по паспорту». Продолжая тему, разберёмся, как можно избавить себя от звонков из подобных заведений. Судя по жалобам в «Чёрных списках» и комментариям к ним, проблема знакома очень многим жителям Белгорода и области, но кто может реально помочь? МВД? УФАС? Роспотребнадзор? Или можно обойтись своими силами?

«Откуда у вас мой телефон?!»

Первый вопрос, который задаёт оператору каждая потенциальная клиентка салона красота. И, как правило, получает стандартный ответ:

«Вас порекомендовала подруга, которая проходила у нас процедуры».

В салонах действительно требуют выдать им 10–40 телефонов друзей и знакомых, которым они смогут в дальнейшем предлагать свои услуги. Но не всегда виноваты подруги. Мы сами оставляем свои номера при оформлении скидочных карт в магазинах, при проведении различных опросов, в объявлениях в Интернете. Эта информация становится лёгкой добычей для рекламщиков из всяких дешелú и прочих «бесплатных» салонов красоты. Так что первый совет банальный: думайте, прежде чем указывать номер телефона, и внимательно читайте договоры при оформлении скидочных карт. Если есть графа «отказаться от рекламы» или «я против того, чтобы мои данные были переданы третьим лицам» – ставьте галочку.

Если уже надоедают приглашениями – поздно вычислять кто «слил», пора действовать. Можно пойти в полицию. Достают, дескать, моего разрешения на рекламу не получали, а названивают! По словам замначальника отдела информации и общественных связей УМВД России по Белгородской области Владислава Лесняка, пока к ним таких заявлений не поступало.

«Для начала стоит оставить заявление в письменной форме в самом салоне с просьбой больше не беспокоить вас, приписав, что в противном случае вы будете вынуждены обратиться в компетентные органы, – посоветовал он. – Если они и в последующем будут вам звонить, тогда уже можно обращаться с заявлением в полицию».

Защитой прав потребителей занимаются общественные организации. Следующий звонок – в белгородское отделение Всероссийской лиги защитников потребителей. Здесь о «бесплатных» косметических компаниях знают очень хорошо.

«С начала года у нас около 15 заявлений рассматривается в судах различных инстанций, – говорит исполнительный директор Анна Чередниченко. – Но к нам обращаются уже по факту: оформили кредит, купили косметику и т. д. Очень тяжело отстаивать права пострадавших, поскольку документы уже подписаны потребителями, но ещё нужно доказать, что сделка была совершена в обстановке, способствующей заблуждению, а это очень сложно. Что касается непосредственно звонков, то это немного не наше направление. Тут возникает вопрос: откуда они узнают телефоны и имена, ведь при звонке они обращаются по имени, а это персональные данные? Мне тоже звонили из такого салона. Я думаю, стоит обратиться в Роскомнадзор, который занимается защитой прав субъектов персональных данных».

Тайна связи

В Роскомнадзоре ответили, что подобные жалобы были, их отправили в прокуратуру, но результатов никаких нет. Сам по себе номер телефона как набор цифр не подпадает под персональные данные, разве что удастся доказать, что телефон используют для продвижения товаров и услуг. Но менеджеры салонов звонят с разных номеров, сим-карты могут быть оформлены на кого угодно, поэтому сложно доказать, что именно этот телефон используется для рекламы. Здесь тоже порекомендовали начать с заявления в сам салон красоты с требованием прекратить звонки.

Раз мне так настойчиво рекламируют салоны, может быть, нарушается закон о рекламе и можно накатать телегу в УФАС? Однако далеко не всё, что рекламируют, можно считать рекламой. Как пояснили в ведомстве, если звонят по телефону, обращаясь по имени, и персонально предлагают пройти процедуры лично вам, это не реклама, а всего-навсего предложение конкретному лицу. И хотя сути действий это не меняет, с точки зрения закона к салонам красоты у антимонопольщиков претензий нет. Кроме того, УФАС не сможет помочь пострадавшему с возмещением материального ущерба: у ведомства нет полномочий на то, чтобы запрашивать у операторов связи данные о владельцах сим-карт и требовать детализацию звонков – тайна связи.

Роспотребнадзор не разберётся

Сюда приходят те, кто уже купил товары и услуги, и они сильно не понравились.

«Звонки и реклама – это не наша компетенция, мы работаем с теми, кто уже что-то приобрёл, – рассказала главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей областного управления Роспотребнадзора Елена Котелевец. – Нам жалуются на косметику, которую уже купили, или на услуги косметических салонов, в которых оформили договоры и теперь хотят их расторгнуть. Мы объясняем, как это можно сделать».

По её словам, на услуги салонов красоты, зазывающих клиенток бесплатными процедурами, с начала года поступило шесть-семь жалоб. Договоры потребителям предстоит расторгать через суд, ведь добровольно салоны не желают расставаться с клиентками, пусть и вынужденными.

«А звонки кому бы то ни было мы запретить не можем, нет у Роспотребнадзора таких полномочий», – заключила Елена.

Привлечь к ответу за назойливость, оказывается, не так легко: перспектива ходить с заявлением по инстанциям сомнительна. На продавцов красоты не действуют ни вежливые просьбы удалить номер из базы и больше не звонить, ни грубые вопли с отправлением по известным адресам. Тут нужна фантазия, скажем, нечто в этом духе: «Из какого говорите салона? Представьтесь ещё раз, я записываю наш разговор». Или: «Прекрасно! Я сейчас как раз без работы, нет денег даже на шампунь, поэтому бесплатная чистка лица и восстановление волос будет кстати». Ну или «Я работаю в полиции, мы придём к вам всем отделом». Советы проверили на трёх девушках. Никому из них больше не звонили. Во всяком случае, пока.


Адвокат адвокатской конторы «Бажинов и партнёры» Юрий Коновалов:

Для начала необходимо определить, какие звонки являются законными, а какие закону противоречат. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если распространитель не докажет, что такое согласие было получено. Он обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных для продвижения товаров, работ, услуг на рынке путём осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается также только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признаётся осуществляемой без предварительного согласия субъекта, если оператор не докажет обратное.

Наиболее часто указанное согласие распространители получают при заполнении вами анкет в магазинах для получения дисконтной карты или при регистрации на сайте: заполнении анкеты и указании своего номера и электронного адреса.

Таким образом, если вы не давали своего согласия на получение рекламных СМС-уведомлений, телефонных звонков, а также на обработку ваших персональных данных либо отказались от своего согласия, а звонки продолжаются – нарушаются законы «О рекламе» и «О персональных данных».

Как бороться? Через оператора сотовой связи в большинстве случаев это неэффективно. Однако способ всё же есть: поскольку в первую очередь звонки носят рекламный характер, то и обращаться необходимо в Роскомнадзор. Именно указанный государственный орган следит за соблюдением Закона «О рекламе».

Необходимо строить диалог с распространителем рекламы исходя из того, что возможно он нарушает вышеуказанные законы. Поинтересуйтесь, откуда он получил ваш номер, какая организация его предоставила, имеется ли у распространителя ваше согласие на доведение до вас рекламной информации посредством телефонных звонков. Задайте вопрос звонящему о его должности, Ф. И. О., наименовании организации. В случае если распространитель является лишь организацией-посредником, оказывающей рекламные услуги, уточните, кто является заказчиком. А уже после этого требуйте прекращения звонков и удаления персональных данных из информационных баз (с письменным подтверждением, что данные убрали). А после этого подготовьте и направьте жалобу в Роскомнадзор с указанием информации, которую получилось выяснить о распространителе рекламы. Если указанный государственный орган установит нарушение законодательства, лицо, допустившее такое нарушение, будет привлечено к административной ответственности.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×