Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 июля 2018, 12:02
 Олег Гончаренко 1418

Позитивная уверенность в себе. Как психологически подготовить ребёнка к школе

 

Позитивная уверенность в себе. Как психологически подготовить ребёнка к школе Фото Наталии Козловой (архив)
  • Олег Гончаренко

Как сделать так, чтобы ребёнок полюбил школу, хорошо учился, привык к новому режиму дня, был всегда в хорошем настроении, не болел и хорошо усваивал программу.

Рассказывает педагог-психолог Белгородской школы № 20 Наталья Березовская.

Что такое психологическая готовность?

«Это ключевое понятие для первых двух–трёх месяцев, когда ребёнку в школе особенно трудно, – поясняет Наталья Васильевна. – Оно включает несколько компонентов. Интеллектуальная зрелость – это умение рассуждать, сравнивать, обобщать. Это умение запоминать не только то, что ребёнку интересно, но и то, что нужно. Плюс личностная и социально-коммуникативная готовность. Бывает же так, что ребёнка дома научили читать, писать, считать, но в школе он этого не делает».

Личностно-познавательная мотивация – это значит ходить в школу с правильным желанием. Стараться именно учиться, а не просто общаться там с друзьями, показать новый портфель или пенал. Это умение слушать учителя, выполнять требования, подчиняться правилам.

Социально-коммуникативная готовность – это жизненный опыт, накопленный маленьким человеком к 6,5–7 годам. Элементарное умение общаться с детьми и взрослыми: не бояться обратиться к учительнице, уметь разрешать споры со сверстниками, договариваться в совместной игре.

«В том числе уступать, – подчёркивает психолог. – С этим у современных детей сейчас проблемы».

И главное – у ребёнка должна быть позитивная уверенность в себе, в своих силах, способностях. Тогда к нему потянутся другие, захотят с ним играть и дружить.

Играть и всячески поддерживать

«При нормальном развитии дошкольника все эти компоненты возникнут сами собой, – уверяет Наталья Васильевна. – Нормально – это когда малыш много играет, но не в телефоне или на компьютере. Из‑за игр с гаджетами у нынешних детей возникают проблемы с речевым «живым» общением. Радиоуправляемые машины, луноходы хоть и красивы, но малофункциональны, их нельзя использовать разнообразно».

Игры могут быть сюжетно-ролевые, обучающие. Очень хороши игры по правилам: в них дети развивают умение жить в обществе, соблюдать правила. Полезные игрушки – различные мозаики, кубики, сюжетное лото, конструкторы, пазлы. Очень полезны занятия на развитие мелкой моторики рук – это почти все виды несложного рукоделия (лепка, рисование, вырезание, аппликации). Без мелкой моторики будет трудно учиться писать.

Надо беседовать с детьми о школе. Говорить о пользе знаний. И ежедневно с ним читать. Слушать сказки – почти то же, что игра. В своём воображении ребёнок представляет их сюжет, героев, действия. Развивает фантазию.

«На первых порах важно дать детям опыт самостоятельной школьной «работы». Он должен понимать личную ответственность за то, что происходит в школе, – рекомендует Березовская. – Помогать ему в занятиях, конечно, нужно. Но не делать их вместо него. Поддерживайте маленького школьника, подбадривайте его. Именно в начале обучения не жалейте на это времени. В будущем это непременно даст плоды».

 

Наталья Березовская.
Наталья Березовская.
Фото Олега Гончаренко

По словам психолога, важно помнить, что причина школьных неудач и нежелания учиться и умственные способности ребёнка – вещи крайне разные. Скандалами и жёсткой дисциплиной тут не поможешь.

Лучше, как в стихах из мультика «Дракоша Тоша»:

Понимать ребёнка просто,
Независимо от роста,
Независимо от лет,
Если знаешь ты секрет:
Что забота и внимание,
Теплота и обнимание
Облегчают понимание!

Когда ребёнок к школе не готов

День знаний уже не за горами. Но ещё можно попробовать исправить некоторые из признаков того, что малышу в школе будет немного труднее, чем остальным детям:

✓ излишняя игривость;
✓ нежелание быть самостоятельным;
✓ гиперактивность, бесконтрольность действий;
✓ проблемы в общении со сверстниками;
✓ неспособность сосредоточиться на задании;
✓ нехватка элементарных знаний об окружающем мире (начиная от понятий право, лево, верх, низ);
✓ неспособность обобщать, классифицировать, видеть сходство и различие вещей;
✓ недостаточно развитая мелкая моторика, координация движений;
✓ нехватка произвольной памяти (запоминает лишь свои яркие впечатления, но не то, что просят запомнить);
✓ недостаток речевого развития (бедный словарный запас, ошибки в произношении слов, неумение выразить мысли).


Полезные советы

Не давать «алиби»

Самому делать уроки – с самого начала. По крайней мере, чтобы была попытка. Выясните, что ребёнок может делать полностью самостоятельно (например, прописи). И в этих случаях не поддавайтесь на уговоры о помощи. Если помогать там, где не стоит, он привыкнет. Результатом будет стопроцентное «алиби» в виде: «Я не делал уроки, потому что вас не было дома».
Если навязывать ребёнку лишнюю помощь – он поверит в то, что сам бессилен. Или просто станет паразитировать на родительской помощи.

Отметки – не главное

Если ставить школьные отметки во главу угла, в первую очередь интересоваться дневником – школьник подумает, что взрослым интересен не он сам, а его успехи. Поставьте себя на его место. Школа для маленьких детей – источник многих интересных впечатлений. О них так хочется рассказать. Но если маму с папой будут интересовать только оценки (вдобавок, возможно, не лучшие), ребёнок замкнётся.

Как нужно делать: спрашивать не об отметках (кстати, если делать всё правильно, он о них расскажет сам), а о том, что в школе было интересного, что было трудно, что легко, что нравится и что не нравится. Так вы получите гораздо больше информации.

Чаще всего ребёнку от вас нужно не объяснение таблицы умножения или склонений глаголов, а просто внимание. А с уроками он и сам справится прекрасно.

Без лишних упрёков и критики

Когда ребёнок делает уроки, прямо скажем, не нудите. «Если бы ты хорошо слушал в школе, то сейчас бы не спрашивал!» или «Отвлекаешься всё время, а то давно бы сделал свои уроки!» – на эти и подобные фразы табу. Они убивают уверенность, сосредоточенность, внимание. Делание уроков ими не ускоришь.

Что греха таить, родители таким образом «стравливают» собственный негатив. Злятся на свою же беспомощность. Но при чём тут малыш?

Ребёнок – участник процесса

Пусть маленький школьник вместе с вами выбирает время для домашних занятий. Не навязывайте ему режим, а советуйтесь с ним, как со взрослым. Жить по своим же правилам – это так интересно! Это своего рода тоже игра. На фразу: «Сначала уроки, потом всё остальное» – тоже накладываем категорическое табу.

Пара советов: тёплой осенью и весной после школы лучше погулять, потом садиться за «домашку». Зимой напротив – лучше сначала уроки, а потом играть.


Практика

Игры на развитие

…памяти: разложить несколько игрушек, дать посмотреть, потом что‑то из них убрать или поменять местами. Что пропало, что поменялось?

…мелкой моторики: под видом помощи маме на кухне смешать, например, фасоль и горох: «Давай с тобой переберём их, выберем фасоль!» Поиграть с папой в пиратов – завязывать и развязывать «морские» узлы.

…мышления и обобщения: дома назвать одним словом стул, шкаф и диван, или на улице – дерево, куст и траву. Или: «Кукла, машинка, робот, ложка – что здесь лишнее?»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×