Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 февраля 2015, 09:03
 Ирина Дудка 3257

Потерять всё, не вставая с дивана

Корреспондент «Белгородских известий» выяснила, как телефон может отправить мошенникам все сбережения владельца

Потерять всё, не вставая с дивана
  • Ирина Дудка
  • Статья

Банки предлагают клиентам экономить время и делать массу нужных дел «не вставая с дивана» – при помощи мобильного банкинга. Главное – наличие сотовой связи, и чтобы можно было отправить СМС с указанием суммы и банковским счётом продавца на короткий номер. Такая простота в переводе денег заинтересовала и мошенников.

В ловушке глобализации

Белгородка Елена Кравчина показывает распечатку со своего банковского счёта.

«Смотрите, 23 января перевод 9 999 рублей на Теlе2 Краснодар и 26 января – на Теlе2 в Москву. Я эти деньги не переводила, никаких телефонных номеров ни в Москве, ни в Краснодаре у меня нет. Кто это сделал, я не знаю, и в банке мне это объяснить не смогли, – рассказывает она. – Узнала об этом случайно, когда проверила баланс на карте. Сообщения о переводе денег не приходили, хотя вообще-то должны были, у меня была подключена и услуга оповещения, и мобильного банкинга».

Девушка обратилась с заявлением в полицию. Там ей и сказали, что такое мошенничество как раз и происходит через мобильный банкинг. Попросили телефон для проведения технический экспертизы, однако Елена отказалась и не только сразу отключила услугу мобильного банка, но и отдала телефон в сервис, где его хорошо «почистили».

«Судя по распечатке, деньги ушли в другой регион. Поэтому мы должны передать все материалы дела туда. Но поскольку пострадавшая отказалась предоставить телефон для проведения экспертизы, установить, какие приложения были установлены на телефоне и найти следы преступления, не представляется возможным», – пояснили в УМВД РФ по Белгородской области.

Живёт своей жизнью

Начинается она после вмешательства в операционную систему мобильника.

«Пользователи телефонов сами устанавливают различные приложения, которые скачивают в бесплатном доступе, а не на платных специализированных сайтах, – говорят эксперты в УМВД РФ по Белгородской области. – Вместе с бесплатным программным приложением в телефон проникает и вирус. Он блокирует сообщения на короткий номер, которые отправляются банком в случае снятия или поступления денег на счёт. Если подключена услуга мобильного банкинга, телефон сам отправляет команду перечислить деньги со счёта жертвы, в то время как она даже не догадывается об их списании».

В компании Теlе2 рассказали, что однажды столкнулись с подобной жалобой. Но тогда у клиента была подключена услуга СМС-оповещения, он вовремя увидел, что пошло списание средств, и заблокировал карту через банк. После сотовый оператор вернул ему средства.

«Когда работает мобильный банкинг, деньги с банковского счёта сначала поступают на счёт телефонный – на очень короткое время, а уже с него через электронную коммерцию переводятся на счета мошенников, – рассказывает старший специалист по связям с общественностью компании Теlе2 Марина Миндолина. – Тому человеку повезло, он сумел остановить снятие средств в тот момент, когда они ещё находились на его телефонном счёте».

У Елены случай сложный, поскольку списание средств она заметила не сразу, а спустя несколько дней.

«Мы не имеем права одному абоненту предоставлять сведения о другом, выяснить это может только полиция, – продолжает Марина Миндолина. – Из отдела «К» нам должен поступить запрос о том, на кого оформлен номер, куда перешли её средства. Но и тут ситуация не так проста. Вряд ли мошенники будут оформлять СИМ-карту на себя. Скорее всего, человек, которому она принадлежит, даже не догадывается о том, кто ею пользуется. Может быть, она была утеряна или украдена.

По словам Марины, с момента списания средств прошло довольно много времени, и мошенники, скорее всего, уже успели перевести деньги с мобильного счёта на Киви-кошелёк или другой электронный ресурс, а затем перечислить на свой счёт или обналичить. Вероятность того, что Елена сумеет вернуть свои 11 тыс. рублей, стремится к нулю.

Дело Бендера живёт и процветает

Герой Ильфа и Петрова знал 400 относительно честных способов отъёма денег у населения. У современных компьютерных мошенников наберётся не больше десятка, но каждый из них весьма эффективен благодаря рассеянности и доверчивости жертв.

Знакомый программист рассказал, как происходит снятие денег, однако попросил не указывать его имя и фамилию.

Самый простой способ – это когда на телефон жертвы приходит сообщение о том, что карта заблокирована, нужно перезвонить по указанному номеру и сообщить номер карты и код CVS (три последние цифры на обратной стороне карты). «Заботливые» лже-сотрудники банка могут даже попросить жертву подойти к банкомату или терминалу и ввести номер разблокировки, выбрав своего сотового оператора. И денежки жертвы у них на счёте!

Ещё одна проверенная уловка для охочих до халявы: «Поздравляем!!! Вы выиграли планшетный компьютер (плазменный телевизор, холодильник или любую другую приятную и дорогую вещь)», – радостно сообщает неведомый организатор «лотереи». И обрадованная жертва безропотно соглашается сообщить номер карты и CVS, чтобы «добрые дяди» перевели на неё стоимость приза. После этого «счастливчик», конечно, не увидит не только «выигрыша», но и своих денег.

Сбережения можно потерять, расплачиваясь за интернет-покупки, в том числе за виртуальных лошадок в игре, доспехи для рыцаря, навороты для танчика, подарки одноклассникам… Мошенники позаботились о том, чтобы эти сервисы содержали вирусную программу, которая залезет сначала в ваш телефон, а потом и в банковский счёт. Если жертва имела неосторожность расплатиться кредитной картой, то могут опустошить и кредитный лимит.

После драки телефонами не машут?

Когда Елена обнаружила перевод денег, она написала заявление в банк, и теперь ей остаётся только ждать. Разбирательство может длиться до 180 дней.

«Я не верю, что мне удастся вернуть свои деньги, поэтому никому не советую подключать мобильный банкинг», – говорит пострадавшая.

Правильно составленное заявление, подкреплённое неопровержимыми доказательствами вашей непричастности к денежным переводам, – уже половина успеха. Что может стать таким доказательством?

«Все платежи по банковской карте, на которую подключён мобильный банк, всегда связаны с определёнными действиями от имени держателя карты. Их подтверждением являются СМС-сообщения от банка, которые могут отличаться в зависимости от способа оплаты, но всегда должны присутствовать, т. к. требуют от держателя карты ввода определённых паролей, – говорит адвокат адвокатской конторы «Бажинов и партнёры» Андрей Дроздов. – По закону о национальной платёжной системе, оператор по переводу денежных средств, т.е. банк, обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием банковской карты путём направления клиенту соответствующего уведомления. Клиент, в свою очередь, обязан незамедлительно, не позднее дня, следующего за днём получения от банка уведомления о совершённой операции, информировать банк в случае утраты карты или её использования без согласия клиента. Если банк не исполняет своих обязательств, то он обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без его согласия. Поэтому неполучение таких СМС-уведомлений может считаться одним из доказательств в пользу клиента и стать основанием для возврата суммы операции».

Если же банк оповестил клиента о списании, а тот хоть и потерял карту, но не сообщил об этом в банк, в этом случае списанные средства никто не вернёт, даже если они ушли без согласия клиента.

«Однако в случае, если банк уведомил клиента о совершённой операции, и клиент направил в банк уведомление о том, что карта использовалась без его согласия, банк должен возместить клиенту сумму указанной операции до момента направления клиентом уведомления. В указанном случае банк обязан возместить деньги или доказать, что клиент нарушил порядок использования банковской карты, что повлекло совершение операции без согласия клиента», – поясняет адвокат.

Право на шанс

Адвокат адвокатской конторы «Бажинов и партнёры» Андрей Дроздов поясняет:

«Судебное решение по делу зависит от многих аспектов: доведения банком до клиента правил пользования картой и электронной платёжной системой, форм и сроков оповещения банком о совершаемых клиентом операциях, установленных договором и правилами банка, обстоятельств списания денежных средств со счёта клиента и других.

Законы о защите прав потребителей и о национальной платёжной системе возлагают бремя доказывания на банки. Не клиент должен доказывать неправомерность своих действий и соблюдение установленных правил пользования электронной системой оплаты, а банк обязан представить суду доказательства того, что именно заявитель совершил (одобрил) операции по карте. Или то, что карта, по которой были совершены платежи, была передана третьим лицам по поручению заявителя. Также банк должен доказать, что надлежащим образом была обеспечена безопасность услуги, предоставляемой заявителю, от несанкционированного доступа, и что заявителю в наглядной форме предоставили информацию о недостатках банковской карты».


Надёжно сохранить деньги от посягательств мошенников помогут несколько правил, озвученных экспертами УМВД РФ по Белгородской области:

  • Актуальные антивирусные базы, закачанные в телефон или планшет с легального сайта разработчика, позволят защитить ваше устройство от вирусов на 99 %. Согласитесь, лучше отдать 400 рублей в год за лицензионную программу, чем лишиться нескольких тысяч со счёта.
  • СМС-оповещение поможет своевременно узнать обо всех списаниях и поступлениях на счёт. Если вам сообщают о списании денег, которое вы однозначно не производили, срочно блокируйте карту через call-центр.
  • При установке программных приложений используйте официальные сайты разработчиков.
  • При установке новой программы выбирайте «выборочную установку программ». Не поняли, о чём идёт речь? Значит, вам не стоит пытаться самостоятельно устанавливать программные приложения на телефон.
  • Получили СМС, в котором предлагают посмотреть что-то интересное и пройти по указанной гиперссылке? Любопытство может обойтись очень дорого!
  • Пришло сообщение с незнакомого номера о том, что карта заблокирована, и для её разблокировки необходимо перезвонить – не покупайтесь на эту уловку! Сведения о состоянии своей карты всегда можно узнать в call-центре банка.
  • Большие суммы лучше хранить на депозитных счетах.
  • Заведите привычку никогда не расплачиваться кредитной картой в интернет-магазинах, особенно на игровых сайтах и в соцсетях.

В Сбербанке рекомендуют всегда помнить, что:

  • настоящие СМС из банка всегда приходят с личным обращением к клиенту, в них всегда указаны последние цифры номера карты держателя. Банк никогда не предложит вам позвонить по указанным в СМС телефонам и напомнит, что звонить нужно в контактный центр по телефонам, указанным на обороте банковской карты;
  • пароли на отмену или аннулирование операций могут запрашивать только мошенники. Банки этого никогда не потребуют ни через СМС, ни по телефону;
  • если вы взломали свой телефон (например, через Jailbreaking), то будьте готовы к тому, что он становится очень уязвим к вирусам, поскольку защитные механизмы, заложенные производителем мобильной платформы, после такого вмешательства отключаются;
  • потеряли телефон или СИМ-карту, к которой подключен мобильный банк, – срочно блокируйте СИМ-карту и звоните по горячей линии в банк, чтобы вам отключили услугу. Поменяли телефонный номер – не оставляйте услугу мобильного банка на старой сим-карте;
  • актуальные антивирусные базы для платформы Android – бесплатные приложения DrWeb for Android Light (доступен для загрузки из Google Play) и Kaspersky Internet Security for Android (пробная версия доступна на сайте компании, также будет доступна для загрузки из Google Play).

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×