«Отдых летом бывает разный. Кто‑то купается в море и загорает, кто‑то занимается экстримом, а кто‑то – образованием. В 2011-м в перечень задач всех заповедников России ввели развитие познавательного туризма, – говорит директор заповедника «Белогорье» Александр Шаповалов. – Теперь это один из наших приоритетов».
13 августа на практику по биологии сюда прибыли 24 десятиклассника из 179-й московской школы им. Константинова. Приехав, поделились на группы и сами выбрали темы для научных исследований. Кем они только не были: энтомологами, лепидоптерологами и арахнологами (изучали бабочек и пауков), гидробиологами, орнитологами, ботаниками и даже «бобрологами». А помогали им сотрудники заповедника и московские учёные.
49 видов
«Этот заповедник изучается уже более 100 лет, – говорит доктор биологических наук, сотрудник Московского ботанического сада Наталья Решетникова (кстати, в этих местах она бывала ещё студенткой). – На его территории открывали законы, которые теперь все цитируют. А придуманы‑то были здесь. Я мечтала побывать здесь снова и поработать. Так что, когда Александр Шаповалов предложил мне стать сотрудником заповедника, я с радостью согласилась».
Итоги двухнедельной работы подвели на конференции. Масштабных открытий в этом году не сделали, зато на практике познали экологические закономерности. Проще говоря, ловили сачком насекомых, брали пробы воды в водоёмах, искали и определяли следы зверей, собирали гербарии.
«Нашли 49 видов, из них 25 уже были найдены до нас, остальные внесли в список заповедника. А самая главная наша гордость – вольфия бескорневая, – заключают ботаники. – На этот раз у нас была лодка, что позволило нам найти в Ворскле целых 10 новых видов растений для заповедника».
А на территории заповедника ребята обнаружили череду неизвестную.
«Учёные будут в восторге от этой череды, – считает Наталья Решетникова. – Мы собрали много образцов, чтобы в главном ботаническом саду специальная группа учёных, занимающихся чередами, определила растение. Возможно, это какая‑то форма уже имеющейся череды, а может, и нет. В любом случае, всё будет изучаться».
Живучий мелколепестник
После конференции с группой ботаников и Натальей Решетниковой отправляемся в лес искать мелколепестник однолетний. Этот похожий на ромашку однолетний цветок к нам ввезли полвека назад из Северной Америки. Он очень быстро захватывает территорию, и растения-многолетники этому почему‑то не мешают. Ребята предположили, что мелколепестник взаимодействует с другими растениями, а его семена влияют на их прорастание, причём на какие‑то больше, на какие‑то меньше. Проверяли версию, исследовав 148 точек произрастания мелколепестника. Вернее не точек, а кругов вокруг него радиусом 60 сантиметров. Сейчас – поиски ещё одного круга.
«Нужно, чтобы было побольше травы и покруче склон, здесь вся трава вытоптана. Пойдёмте выше», – советует Решетникова.
Просвет – сорок
Определившись с местом, ребята останавливаются и достают инструменты из рюкзаков. У каждого с собой всегда блокнот и карандаш. Говорят, карандаши надёжнее ручек, так как чернила в полевых условиях чаще всего расплываются.
«Кто‑то взял GPS?» – задаёт руководитель главный вопрос.
Оказалось, что нет.
— Я могу через Интернет поставить точку, – говорит Кирилл.
— А как назовём её? – спрашивает его коллега Аня.
— У кордона Немченко, – подсказывает Решетникова.
Называют площадки для того, чтобы можно было к ним вернуться. Теперь ботаники приступают к описанию местности и растений.
«В первом ярусе – дуб, а во втором – клён и как раз без липы. Это даже не поляна, а редина. И кабаны здесь есть: вон земля под ногами вся перерыта».
— Кирилл, сколько просвет? 40?
— Сейчас скажу, – Кирилл, прищурясь, смотрит в небо. – Ну да, процентов 40.
«На самом деле, определять просвет на глаз – это не совсем точно, – отмечает Наталья. – Но с другой стороны, так как определяет всегда один и тот же человек, то данные получаются сравнимые. Лучше бы, конечно, прибором, но тогда данные пасмурного и ясного дня будут отличаться».
Волшебный круг
Простой, но важный прибор – 60-сантиметровая бечёвка.
«Обвязываем вокруг мелколепестника, проводим круг и перечисляем все растения, которые в него попадают. Вот норичник узловатый», – объясняет Аня.
Помогают опознать растения всевозможные определители, атлас, руководитель и уже практически незаменимый Google. Но и с поисковиком тоже не всё так просто.
«Вводишь примерное название растения, сравниваешь с картинкой и смотришь, похоже или нет. Это как детектив: у тебя есть подозреваемый и ты проверяешь версии, а на исходе задаёшь вопрос «Гуглу», например. Не сошлось – начинаешь сначала», – поясняет Решетникова.
Разобрав по косточкам все травинки и кустики, ботаники собираются дальше. Говорят, одного круга для достоверной картины мало, и надо побродить по лесу ещё как минимум часа три. Группа скрывается за деревьями, а я тороплюсь по мягкой лесной земле обратно (водитель уже заждался), размышляя о кропотливой и незаметной работе ботаника-исследователя.
Результаты своих работ ученики биологического класса передали заповеднику. 26 августа они уехали в Москву, но на этом их работа не завершается, нужно будет обработать материалы, показать их специалистам и защитить доклады.