• 63,30 ↓
  • 67,21 ↓
  • 2,45 ↓
4 октября 2016 г. 16:14:01

«БелПресса» узнала, как вести себя в общественных местах, чтобы не портить настроение себе и окружающим

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Почему нельзя говорить «будьте здоровы»?
Иллюстрация Любови Турбиной

Нередко самая рядовая ситуация, например поход в магазин за хлебом или проезд в общественном транспорте, может надолго вывести из себя. И всё из-за того, что некоторые люди не знают элементарных правил поведения в обществе.

Мало того что отсутствие хороших манер само по себе неприятно, оно ещё и частенько приводит к конфликтам. Корреспонденты «БелПрессы» узнали у белгородцев, когда они чаще всего встречаются с неумением окружающих правильно себя вести, и предложили прокомментировать ошибки в общении преподавателю этикета Дарье Косовой.

Преподаватель этикета Дарья Косова.
Преподаватель этикета Дарья Косова.
Фото из личного архива

В общественном транспорте

В переполненной маршрутке дама средних лет громко обсуждает по телефону свою недавнюю ссору с мужем. Рядом, перекрикивая её, молодые люди переговариваются между собой и попивают колу. Стараясь не вслушиваться в чужие разговоры, сидящая девушка растерянно переводит взгляд с пожилого мужчины на женщину с ребёнком, не понимая, кому из них уступить место… 

Иллюстрация Любови Турбиной

«Как бы повседневны ни становились мобильные телефоны, рекомендация говорить тихо в общественных местах остаётся актуальной, – объясняет Дарья. – Бывает, что человек, только что кричавший в трубку, с укоризной смотрит на компанию весёлых и громких подростков. Но он же сам подал им пример.

Есть и пить в общественных местах в советские времена считалось неприлично, теперь же многие себя считают невероятно свободными или потакают капризам детей. Как результат – испорченная одежда и настроение других пассажиров. Воздержитесь принимать пищу в общественном транспорте: это не гигиенично, да и вкусом еды, скорее всего, не насладитесь.

При входе в городской транспорт совершенно логично поддержать ребёнка, женщину и пожилого человека, помочь им преодолеть ступени, пропустив их вперёд в открывшиеся двери. При выходе из общественного транспорта, соответственно, выйти первым и подать руку.

При кашле и чихании гигиенично прикрывать рот платком. Говорить «будьте здоровы» мы можем близким. Тем же, кто нам мало знаком или с кем мы находимся в деловых отношениях, – излишне фамильярно.

Уступать место ребёнку разумно во всех случаях, угрожающих его жизнедеятельности. Если у ребёнка огромный школьный ранец, а вам ехать пару остановок, уступите. Но если ребёнок выше мамы, а у мамы еще и тяжёлые сумки, совершенно непонятно, почему такого детину усаживают на единственное свободное кресло в салоне автобуса.

Не забывайте, что процент людей, готовых безболезненно воспринимать критику в свой адрес, крайне мал. Общественный транспорт в час пик чаще всего превращается в зону повышенной конфликтности.

В будние дни в длинной пробке люди переполнены негативом, поэтому замечаний тем более делать не следует. Вежливая просьба – совсем другое дело, но и она должна быть в тему. Планируя без особых приключений проехать в общественном транспорте, придерживайтесь правил, прописанных в памятке о правах и обязанностях пассажиров: уважать, помогать, предупреждать, оберегать, уступать, не пачкать, не шуметь, не толкаться и пр. Всё очень просто».

В очереди

Перед кассой в супермаркете собралась очередь. Люди стоят на минимальном расстоянии друг от друга. Когда дама намеревается набрать ПИН-код банковской карты, в сторону никто не отходит.

 — Можно мне расплатиться? – обращается покупательница к стоящим за ней людям в надежде, что они хотя бы отвернутся.

— Да, конечно, расплачивайтесь! – непонимающе пожимают плечами они.

Иллюстрация Любови Турбиной

«Для начала отвечу, что наиболее вежливо соблюдать дистанцию вытянутой руки, всё, что ближе – это уже интимное пространство для близких людей.

ПИН-код – это мера безопасности, и любой гражданин вправе попросить окружающих не смотреть. Правильная и, самое главное, вежливая формулировка просьбы поможет вам в этом. Если эргономика пространства магазина не позволяет свободно размещаться, прикройте цифры другой рукой, сумкой, каталогом магазина, почему нет?

Вполне прилично занять очередь, предупредив, что отойдёте, и постараться вернуться как можно раньше. Не злоупотребляйте чужим временем.

На кассе мы пропускаем дам в положении, родителей с младенцами и инвалидов, то есть тех людей, которым физически тяжело стоять в длинной очереди.

Начинаем с себя – если заметили в очереди будущую мамочку на большом сроке, предложите ей пройти перед вами.

Тема очередей в нашей стране болезненная, но рецепт прост: не давайте благодатной почвы для конфликтов. Не превращайтесь в брюзжащих старцев. Я очень не люблю очереди, но зная, что в поликлинике могу в неё попасть, беру игрушки детям, а себе интересную книгу, и время до приёма пролетает незаметно».

В кинотеатре

В последнюю минуту перед началом кинопоказа в зал заходит компания молодых людей с попкорном, чипсами и газировкой. В зале уже темно, и они, включив фонарики на телефонах, начинают светить на кресла в поисках их номеров. Наконец они протискиваются по ряду на свои места, мелькая задними частями своих тел перед лицами сидящих. С началом фильма они начинают усиленно хрумкать попкорном, шуршать упаковками чипсов и громко смеяться. У одного молодого человека звонит телефон, и он шёпотом начинает беседу.

 

Иллюстрация Любови Турбиной

 

«Правильнее было бы, если бы молодых людей проводил и рассадил контролёр кинозала.

Опоздавшие, если уже начался сеанс, занимают места бесшумно, продвигаясь лицом к сидящим в ряду, тихонько извинившись (в театре иная ситуация: когда прозвенел третий звонок и контролёр разрешил пройти на места, указанные в билете, по ряду проходим лицом к актёрам).

Несмотря на то что еда в кинотеатре продаётся, мы должны уважать окружающих и можем есть после фильма, во время приятного обсуждения. В темноте зала можно испачкать одежду, тем более что специалисты по питанию рекомендуют не совмещать еду и просмотр кино и телевидения. Если человек заботится о своём будущем и будущем своих детей, он прислушается к разумным доводам специалистов.

Звук телефона однозначно убираем, разговоры откладываем до выхода из зала.

Мы очень часто хотим к себе достойного отношения, но вот в элементарных ситуациях поступаем в ущемление общей воли».

При телефонных звонках

— Маш! Денег мало на счету, перезвони мне! – быстро проговорила в трубке Даша и сбросила звонок.

— Помолчите минуточку, пожалуйста, – обратилась Маша к собравшимся у неё дома гостям. – Мне нужно позвонить.

Гости вежливо прерывают беседу и ждут, пока Маша пообщается с Дашей.

 

 

Иллюстрация Любови Турбиной

 

«Только при условии очень близкого общения, когда Мария и Дарья – закадычные подруги или сестры, такая ситуация может произойти. Во всех остальных случаях нужно взвесить важность информации. Если она имеет значение для звонящего, то откладываем звонок, если для того, кому звонят, то вместо фразы «денег нет, перезвони» постарайтесь уместить факты, которые необходимо передать.

Маша же в свою очередь извиняется перед гостями, объясняет, что звонок срочный, и идёт в менее шумное пространство, кратко общается, сразу указывая, что у неё гости. Она не делает гостей заложниками звонка и ограничивает время беседы.

В деловом мире звонящий ждёт не больше пяти гудков (четыре – оптимально).

Если вы в курсе привычек подруги и знаете, что в габаритах сумочки она часто теряет телефон, можно подождать ещё несколько гудков. СМС сейчас превращается в сервис оповещения, и многие не читают информацию сразу, т. к. за день её может прийти великое множество. Поэтому для сообщения всего важного звоним.

Деловой звонок – с 9:00 в будни, с 10:00 в выходные. Светский звонок – с 10:00 в будни, с 11:00 в выходные. Звонки после 22:00 возможны только в экстренных случаях или по предварительной договорённости».


10 правил этикета

1. Не приходите в гости без предупреждения.

2. Не предлагайте своим гостям снимать обувь. Они сами об этом догадаются.

3. Нельзя сушить зонт в раскрытом виде в гостях или офисе.

4. Не стоит ставить сумку на свой стул или класть на колени. Её можно повесить на спинку стула или поставить на пол.

5. Мужчина не должен носить женскую сумку, а женское пальто может брать, чтобы донести до раздевалки.

6. Нельзя принимать гостей в халате или пижаме. Эти вещи предназначены для спальни и ванной комнаты.

7. Женщине можно в помещении не снимать шляпу и перчатки, но не шапку и варежки.

8. Выкладывать мобильный телефон на стол можно только в том случае, если вы ждёте важного звонка, о чём нужно предупредить заранее и извиниться.

9. Мужчина всегда входит в лифт первым, а выходить первым должен тот, кто ближе всего находится к двери.

10. Обращаться на «вы» нужно не только к равным и более взрослым собеседникам, но и к каждому человеку, достигшему 12 лет.


для комментариев используется HyperComments