В экспозиции, которую развернули в кофейне New York Coffee, не было никаких ограничений. Организаторы украсили стены снимками девятерых фотографов, которые согласились поделиться самым дорогим. Фотографии были разные: чёрно-белые, засвеченные, смазанные, немного мутные и зернистые, но в каждой было что-то притягательное. Организаторы уверяют, что какая бы плёнка ни была, в ней есть своя атмосфера, которой нет в «цифре».
«На обычном фотоаппарате я могу штамповать снимки не думая вообще, а плёнка требует времени и ответственности. Есть всего 36 кадров, поэтому я трепетно отношусь к тому, что фотографирую на плёнку, – показывает на протянутую верёвку со своими фотографиями студент Богдан. – Сам я фотографировал на три плёночных фотоаппарата – «Кодак», «Олимпус второй» и «Самсунг». Плёнка очень хрупкая. Половина моих снимков пропала. Откроют крышку фотоаппарата – снимки засветятся, или кто-нибудь нажмёт нечаянно на кнопку, которая сотрёт половину кадров. Да и батарейки нужны, а они не всегда долго держат. Но это ничто по сравнению с атмосферой, которую передаёт плёнка».
К беседе подключилась студентка БГТУ им. В. Г. Шухова, которая представилась как Польша:
«Я помню каждый кадр, который у меня не получился. Плёночные фотоаппараты – они с душой. Берёшь в руки готовые снимки и сразу вспоминаешь друзей. Богдан, я люблю слушать истории по фотографиям. Расскажи, как ты делал эти снимки!»
Пока гости обсуждали фотографии и заказывали кофе и десерты, главный инициатор фестиваля Елизавета Стронина, настроив проектор, пригласила всех на просмотр диафильмов:
«У нас в основном детские мультфильмы, но в этом вся суть».
Затаившись на своих местах, гости фестиваля и не заметили, как быстро прокрутили три плёнки со сказками – «Малыш и Карлсон», «Двенадцать месяцев», «Сказка о потерянном времени».
«Диафильмы с проектором мне отдала учительница в начальных классах. Я тогда ещё не знала, что это за аппарат, и не предполагала, что он мне когда-нибудь понадобится, – рассказала Елизавета Стронина. – Вообще, я люблю прошлое, а плёнка более чем передаёт атмосферу того времени. Полгода вынашивала идею провести этот фестиваль. Хотелось бы, чтобы люди тоже прочувствовали магию плёнки».
После диафильмов гости долго делились опытом и навыками, объясняли друг другу, как сделать размытый фон, где дешевле купить плёнку и фотоаппарат.
«Фотографией – и плёночной, и цифровой – увлекаюсь три года. У меня есть два фотоаппарата – Sony и «Зенит-Автомат». «Цифра» практичная, её я использую для коммерции, а плёнка затратная, её – для души. Фотографирую на просрочку. Она мне достаётся бесплатно. Знакомая фотографирует на сваренную плёнку, перевёрнутую. Получаются интересные преобразования, никакие фильтры не смогут переплюнуть этого», – поделился Артём, фотограф New York Coffee.
На первую встречу откликнулось не так много людей, как хотелось бы, признаются организаторы. Однако останавливаться на одной встрече они не намерены.
Юлия Тимофеенко