Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 ноября 2015, 14:10
 Михаил Колосов 1635

Платоновы страсти

Как на федеральных дорогах столкнулись государственные интересы, водительская доля и узкие места рынка перевозок

Платоновы страсти Фото Вадима Заблоцкого
  • Михаил Колосов

Утро 19 ноября выдалось тяжёлым – на работу вместо привычных 20 минут добираться пришлось больше часа, город стоял. «Дальнобойщики митингуют!» – сарафанное радио мгновенно разнесло по Белгороду причину транспортной сумятицы. И действительно, утром десятки фур проползли по объезду областного центра, собрав невиданные раньше пробки. Затем полторы сотни большегрузов построились в колонну в несколько вёрст на улице Корочанской.

Их водители с табличками «Платон» на груди сходились в группы, под прицелом фото– и телекамер энергично высказываясь о новой системе дорожных платежей и придумавшем её государстве. Полицейские находились рядом, следили за порядком, но в общение подчёркнуто не вмешивались и в «воронок» за крепкие разговоры никого не тащили. Поэтому собравшиеся журналисты сполна узнали от суровых дальнобойщиков обо всём: и что «Платон» взвинтит цены на продукты, и что бизнес теперь придётся бросать, и что семьи останутся без средств к существованию.

Пользователь платит

Конечно, если положить руку на сердце, акция мощных машин и решительных людей была сильной, другой вопрос – стоило ли ради защиты своих личных прав создавать неудобства тысячам других людей. Но что же послужило причиной «дальнобойного бунта»? Напомним, что с 15 ноября на всех федеральных трассах России запустили систему взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн. Проект должен был охватить свыше 400 тысяч российских и иностранных грузовиков, колесящих по просторам от Владивостока до Калининграда.

Правительство страны решило, что с этого ноября до марта 2016 года пробег каждой машины по федеральной автодороге обойдётся в полтора рубля, а к декабрю 2018-го этот тариф поднимут до трёх рублей шести копеек. В Росавтодоре отмечают, что он окажется одним из самых низких в Европе: в Австрии, например, километр дороги обходится 12-тоннику в полдоллара. Даже в соседней Белоруссии проезд тяжёлой фуры стоит в шесть раз больше, чем в России.

По замыслу разработчиков проекта, полученные от «Платона» сборы (примерно 40 миллиардов рублей в год) будут стекаться в государственный дорожный фонд, а затем вернутся в регионы в виде партнёрских государственно-частных дорожных проектов. Пойдут, если простыми словами, на строительство новых мостов, дорожных развязок, объездных путей и так далее. Если «Платон» заработает в полную силу, то, утверждают в дорожном ведомстве, уже к 2019 году федеральные трассы придут в «нормативное» состояние. У России появится реальный шанс избавиться от вековечной дорожной беды.

Почему дальнобойщики? Как говорят дорожники, главный принцип «Платона» – давно уже принятое во всём мире правило «пользователь платит». По данным исследований, наибольший ущерб дорожному полотну наносят большегрузы. Автомобили тяжелее 12 тонн берут на себя 56% разрушающего асфальт воздействия. В переводе на денежный эквивалент – это 2,6 триллиона рублей в год. Однако большая часть средств, получаемых с акцизов на топливо и транспортного налога, собирается с 40-миллионной армии владельцев легковушек. Получается, что в основном разбивают дорогу полтора миллиона фур, а платят за это все остальные.

Вряд ли это справедливо. Более того, это и смертельно опасно: дороги – это кровеносные артерии государства, а его бюджет  позволяет сегодня выделять на федеральные дороги один триллион рублей. Если сегодня на это закрыть глаза, то через несколько лет  тем же дальнобойщикам просто не по чему будет ездить – дорог не будет. Такая вот арифметика.

Не подскочит

Один из главных аргументов дальнобойщиков – взимание платы за проезд большегрузов вызовет резкий скачок цен на товары, в первую очередь продовольственные. Между тем, уверяют в Росавтодоре, проблема пока в основном гипотетическая, ведь автомобили тяжелее 12 тонн перевозят только 8,5% таких товаров. Да и для них ситуация окажется далеко не катастрофичной.

Руководитель ведомства Роман Старовойт не поленился  спрогнозировать изменение стоимости обыкновенного пакета молока с «платоновской» поправкой. «20-тонная фура возит молоко на расстояние 100 километров, и стоимость доставки 20 тыс. пакетов молока на это расстояние обходится в 3 000 рублей, – приводит выкладки руководителя пресс-служба Росавтодора. – С введением дополнительного сбора в 1,53 руб./км цена доставки составит 3,153 тыс. рублей,  а при сборе в 3,06 руб./км – 3,306 тыс. рублей. Если литр молока в среднем стоит 60 рублей, то с новым сбором по тарифу 1,53 руб. за км его стоимость увеличится меньше чем на одну копейку (0,76 коп.). По тарифу 3,06 руб. за км его стоимость увеличится на полторы копейки (1,53 коп.), и то если перевозчик решит включить тариф в стоимость грузоперевозок, так как рынок грузоперевозок – высококонкурентный».

Дайте время

Несмотря на все приведённые и озвученные перевозчикам доводы, страсти на дорогах разгорелись нешуточные. А под Тверью стояние на обочине обернулось трагедией – в группу протестующих против «Платона» въехал автомобиль, один человек погиб, несколько получили ранения. По роковой случайности, люди пострадали именно от большегруза. Так что проблема налицо, и решать её нужно. Вопрос: кому и как?

Казалось бы, федеральный закон, федеральный тариф – чего волноваться региональным властям? Между тем, в Белгородской области дистанцироваться от проблемы не собираются.  В регионе 20 тысяч людей, обеспечивающих автомобильные перевозки различных категорий, все платят налоги, кормят семьи. Поэтому 15 ноября, сразу после акции на дорогах, с инициативной группой белгородских дальнобойщиков встретился глава региона Евгений Савченко.  Результатом встречи стало письмо губернатора министру транспорта России Максиму Соколову. В нём губернатор Белгородской области высказал мысль, что перевозчиком необходимо определённое время для того, чтобы детально изучить принципы работы «Платона», зарегистрироваться в системе, получить бортовые платёжные устройства и открыть расчётные счета.

Есть ещё один важный фактор, на который глаза закрывать не стоит. Дальнобойщики – это не продвинутая молодёжь, давно сросшаяся с айфоном или планшетом, а технари, работяги, многие – в возрасте. Легко ли им с чистого листа входить в высокотехнологичную информационную систему? Наверняка нет.

Учитывая это, Евгений Савченко попросил министра транспорта о переходном периоде, который бы дал возможность перевозчикам освоить «Платон». По мнению белгородского губернатора, он должен продлиться до 1 марта 2016 года. Именно за это время удастся устранить все болевые точки платёжной реформы.

Опосредованный вопрос

Самую сложную проблему можно решить, если рассмотреть её с разных сторон. В ситуации с «Платоном» есть не очень заметный на первый взгляд, но очень важный фактор. Сами дальнобойщики, схлестнувшись с государством, сгоряча о нём забыли, а напрасно. Ключевой аргумент водителей, протестующих против платы за дороги – низкая рентабельность их работы, при которой каждый лишний рубль – на вес золота. И в этом люди правы. Но одна из главных, если не основная причина этого – компании-посредники, которые держат значительную (если не большую) часть рынка перевозок. Именно они взаимодействуют с нанимателями, уже потом отдавая полученные заказы простым «водилам». Естественно, не даром: дальнобойщику в такой схеме иной раз остаётся лишь треть выручки за перевезённый груз.

Соответственно, возникает вопрос: «Платон» ли стал причиной всероссийского водительского недовольства, или он просто вытащил на поверхность неприглядные отношения на рынке перевозок? Может быть, не к тем сегодня предъявляют претензии на обочинах тёртые жизнью, решительные и обозлённые мужики? Может, стоит подойти к ситуации с другого конца, начав создавать справедливую систему отношений на «дальнобойном» рынке?

Свои рецепты

«Дальнобойная» ситуация – это не только издержки и неудобства, но и весьма ощутимая социальная напряжённость. Поэтому в Белгородской области решили собственными усилиями помочь делу. Главное, чего удалось добиться,  – эмоции и обвинения уступили место нормальному диалогу. Представители региональных властей, включая заместителя губернатора Николая Калашникова, первого заместителя регионального департамента внутренней и кадровой политики Ольги Павловой и секретаря Совета безопасности области Олега Мантулина, не один раз встретились с дальнобойщиками-активистами.

И не просто встретились.

Во-первых, удалось договориться о том, что один на трассе не воин: дальнобойщикам нужна собственная общественная организация, а лучше профсоюз, защищающий их интересы. Идея водителей заинтересовала, тем более, что областное объединение профсоюзов пообещало «зелёную улицу» для создания такой организации.

Во-вторых, региональные власти помогут дальнобойщикам досконально вникнуть в «Платон», причём в буквальном смысле этого слова. Для этого в каждом городском и районном центре занятости населения выделят рабочее место с компьютером, где каждый перевозчик сможет работать с платёжной системой. Не получится самому разобраться – помогут.

В-третьих, на базе областного управления автомобильных дорог открыли Белгородскую службу информационной поддержки грузоперевозчиков. В любое время суток по номеру 8-800-100-88-31 его операторы проконсультируют водителей по всем «платоновским» вопросам.

Итого

Учредительное собрание региональной организации перевозчиков состоялось, как и планировали активисты, во вторник. Встреча, что и говорить, началась весьма бурно – собравшиеся в зале областного комитета профсоюзов дальнобойщики, не привыкшие к закрытым пространствам, достаточно долго  смиряли силу своих голосов и обвинительный пыл. Тем не менее, активистам удалось направить встречу в конструктивное русло. Критиков «Платона» останавливали их же  товарищи – не за этим собрались, надо создать организацию. Многих явно успокоило то, что – и об этом говорили выступавшие – региональная власть не отвернулась от людей, а значит, определённые гарантии будущего есть. Вступление было горячим, а сам факт создания независимого профсоюза перевозчиков Белогорья случился быстро – посоветовались с юристом и единогласно проголосовали за создание. Возглавил объединение дальнобойщиков их коллега Александр Рыжов, и возле президиума сразу столпились люди – писать заявления о вступлении в профсоюз.

Перевозчики решили: именно новая организация будет защищать интересы белгородских дальнобойщиков, координировать их работу и взаимодействовать с властями.  Очевидно, что она будет настолько успешной, насколько поддержат сами участники. А главное – теперь решать спорный «платоновский» вопрос водители смогут не криками и пробками на дорогах, а цивилизованно, в рамках закона. В правовом государстве все вопросы решаются именно так.  Кажется, сами белгородские дальнобойщики начинают это понимать.


Справка «Белгородских известий»

С началом действия платёжной системы «Платон» в регионах России открылись её центры обслуживания. В нашей области такой центр находится по адресу: 308002, Белгородская обл., г. Белгород, ул. Парковая, д. 5.  Время работы – понедельник-пятница, с 9.00 до 18.00.

Здесь можно:

  • получить информацию о системе взимания платы, в том числе получить буклет и другие информационные материалы;
  • зарегистрироваться в реестре системы взимания платы в соответствии с порядком регистрации;
  • зарегистрировать транспортное средство в реестре системы взимания платы в соответствии с порядком регистрации;
  • внести изменения в данные, указанные при регистрации; заключить договор взимания платы на безвозмездное пользование бортовым устройством, получить устройство, а также пройти инструктаж по его монтажу и использованию;
  • получить информацию по расчёту платы и порядке её перечисления в федеральный бюджет и так далее.

Кроме того, владелец транспортного средства может зарегистрироваться и зарегистрировать автомобиль, создав личный кабинет на сайте системы «Платон». Кроме того, это можно сделать в терминалах самообслуживания системы либо терминалах платёжного сервиса QIWI.

Список терминалов системы взимания платы «Платон» по Белгородской области:

Подробная информация  о системе находится на официальном сайте системы «Платон».

Муниципальные центры занятости населения Белгородской области

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×