«Планы пока озвучивать не буду»
Первым пунктом поездки стала кондитерская фабрика «Белогорье». Здесь выпускают около 60 видов печенья, а в этом году решили ещё разнообразить ассортимент.
«Мы увидели нишу в развитии производства и продаж сэндвичного печенья. Это кремовые прослойки с различными фруктовыми и ароматическими добавками. В этом году приобрели линию по выпуску этого печенья, и сейчас уже идут испытательные, наладочные работы. Планируем производить 300–400 т в месяц. В этом объёме мы видим потребность рынка. В феврале начнём эту продукцию продавать», – рассказал генеральный директор фабрики Сергей Сиротенко.
Новая линия обошлась в 4,7 млн рублей. Мощности предприятия, по словам Сиротенко, пока задействованы на 85–90 %. В целом объём производства в прошлом году по сравнению с 2015-м вырос на 1 %: «Белогорье» выпустило почти 27 тыс. т печенья. Работают на предприятии 1 066 человек со средней зарплатой 31 тыс. рублей.
«Есть планы на 2018 год, но я их пока озвучивать не буду», – заинтриговал гендиректор.
Приехав на Белгородский хладокомбинат, губернатор сразу уточнил, практикует ли предприятие дуальное обучение. Руководители сообщили, что такое обучение налажено с Белгородским индустриальным колледжем. Евгений Савченко попросил усилить эту работу и регулярно привлекать на комбинат по несколько групп студентов.
Главе региона показали, как работает многофункциональная линия, производящая 15 т мороженого в сутки. Это 20–30 видов разной модификации, в том числе мраморное мороженое с кусочками фруктов. Всего на хладокомбинате делают более 100 наименований мороженого (90 т в сутки).
Трудится здесь 501 человек. Их среднемесячный заработок – 30 тыс. рублей. За прошлый год предприятие продало мороженого на 1,25 млрд рублей. Как рассказал гендиректор Георгий Бузиашвили, за пределами области реализуется около 80 % от общего объёма их производства, примерно 1,5 тыс. т идут на экспорт. Тем не менее продукция хладокомбината занимает 60–65 % на рынке региона.
За последние четыре года предприятие вложило в обновление оборудования 123,1 млн рублей. Столько стоит новая итальянская линия для изготовления мороженого в вафельных стаканчиках и рожках. Часть денег пошла на реконструкцию систем холодоснабжения. В ближайшее время на модернизацию здесь планируют потратить ещё около 300 млн рублей.
От дегустации мороженого губернатор отказался, быстро проследовав на рабочее совещание с руководителями пищевых и перерабатывающих предприятий.
Бани и пиво
«Мы готовы обсудить проблемы, если они есть, чтобы ваш бизнес был лишён всяких рисков. Во всяком случае, тех, которые могут вас ожидать на территории Белгорода и Белгородской области», – начал встречу Евгений Степанович.
Первым слово взял руководитель департамента экономразвития Белгорода Дмитрий Алдаев. Он привёл статистику за 2016 год по областному центру и Белгородскому району.
Валовый муниципальный продукт города вырос по сравнению с 2015-м на 8 % и составил 197 млрд рублей. ВМП района – более 25 млрд рублей (рост на 5 %). Индекс промпроизводства Белгорода – 107,4 %, Белгородского района – 107,1 %.
Сейчас в Белгородской агломерации на 206 крупных и средних предприятиях пищевой промышленности работают более 6 тыс. человек. За прошлый год они отгрузили товаров на 27 млрд рублей. Из них почти 23 млрд – предприятия города. Средняя зарплата пищевиков в 2016 году – более 26 тыс. рублей в Белгороде и порядка 23 тыс. – в районе.
Пищевые компании реализовали 307 инвестпроектов общей стоимостью более 57 млрд рублей. С импортозамещением связаны 48 (14 млрд рублей).
В этом году, по словам Алдаева, планируется запустить 102 инвестпроекта на 28,4 млрд рублей. Появится 3 788 новых рабочих мест.
Затем с краткими докладами о своих достижениях и проблемах выступили руководители предприятий. А Евгений Савченко рассказал об областном проекте «Русская баня» и связал его реализацию с пивным производством.
По проекту, которым занимается региональный департамент ЖКХ, в сёлах и райцентрах планируют построить 250–300 бань.
Губернатор пояснил, что правительство подпишет соглашение с корочанской пивоваренной компанией «Старая крепость» о том, чтобы пиво продавалось в торговых точках у каждой бани. Площадь каждой торговой площадки – в пределах 70 кв. м. Возможно, там будут продавать и другую продукцию.
«Мы всячески будем приветствовать и поддерживать этот проект. И первые три десятка бань появятся уже в этом году», – отметил Евгений Савченко.
Чтобы бизнес не затухал
Губернатор поднял тему выноса консервно-промышленного комплекса «Конпрок» за пределы Белгорода. Сейчас предприятие находится в центре города. Объёмы производства там снижаются, много помещений арендуют другие компании. Работают на заводе около 300 человек.
Евгений Савченко обратился к замдиректора «Конпрока» Роману Полянскому:
«Мы хотим, чтобы предприятие было успешным для собственников, акционеров, города и области. И готовы вам любые самые благоприятные площадки давать за городом со всей необходимой инфраструктурой. Пожалуйста, давайте план выноса вашего предприятия. Иначе ваш бизнес будет постоянно затухать. И налоги вас просто задушат, потому что такое налоговое законодательство: в центре Белгорода высокая кадастровая стоимость».
Глава региона добавил, что по экологическим требованиям овощи или другое сырьё для такого производства ни в один город уже не возят.
«Иначе придёт экологический инспектор и повесит замок на предприятие. Рано или поздно к этому придёт», – подчеркнул он, попросив совместно с департаментом экономразвития области разработать план стратегического развития завода.
Как планируется использовать площадку «Конпрока» в случае ухода предприятия за город, пока неизвестно.
Белгородский Кидбург
С двумя интересными идеями выступил гендиректор компании «Шоколайф-Плюс» Юрий Дьячков.
По его мнению, в Белгороде и области слабо ведётся работа по школьному и студенческому производственному туризму. А это поможет популяризировать рабочие профессии и воспитывать лояльность, доверие к продуктам белгородских товаропроизводителей.
«Нужно привлекать ребят на предприятия. И не просто, чтобы они приходили посмотреть на реальное производство, а что‑то и сами могли сделать. Можно программу разработать на пять-десять посещений в течение длительного периода», – сказал Дьячков.
Губернатор поддержал предложение, попросил создать программу, график совместно с управлением образования и уже с марта начать такие экскурсии. Он назвал этот проект белгородским аналогом Кидбурга (город профессий – игровые площадки, копирующие взрослый мир в миниатюре для изучения различных профессий для детей от 1,5 до 14 лет. Создан в семи крупных городах России – прим. авт.).
«Это интересно, необходимо и очень важно. Чтобы люди видели и понимали, где создаётся общенародное благо. Оно создаётся не только в офисах, куда все стремятся, но и на земле, в производственных цехах», – резюмировал Евгений Савченко.
Ещё одно предложение Юрия Дьячкова, которое поддержал губернатор, – организовывать в Белгородской агломерации торговые точки с белгородской пищевой продукцией. Евгений Степанович поручил своему заместителю Олегу Абрамову за десять дней представить дорожную карту реализации проекта. А позже – вынести проект на заседание правительства.