Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 июня 2014, 09:44
 Екатерина Шаронова 3703

Песнь о «Маланье»

II Всероссийский фестиваль народности и исторических реконструкций собрал несколько тысяч жителей и гостей Белогорья

Песнь о «Маланье» Фото Наталии Козловой
  • Екатерина Шаронова

В этом году на свой масштабный праздник «Маланья» созвала 7 июня – в канун Маланьиных именин (по старому стилю) и Дня Святой Троицы.

Откликнулись тысячи участников и зрителей, поспешивших сюда из разных уголков Белогорья, а также Москвы, Курска, Воронежа, Ростова-на-Дону и даже северного Мурманска. С семьями, друзьями – с самого утра парк регионального значения «Ключи», что расположился на Прохоровской земле в селе под причудливым названием Кострома, принимал всё новых и новых гостей. А после на их глазах – здесь и сейчас – раскрывалась суть понятия культура русского народа.

Русская красавица Маланья

Девушка с длинной золотой косой в красном сарафане и кокошнике ходит по здешним тропкам – людям радуется, одаряет их милой улыбкой. Фестиваль хранит. Догадаться не трудно – это и есть Маланья. Та, что думает не о себе, а о других, добрая, отзывчивая, скромная и кроткая – как она похожа на бесхитростных героинь русских народных сказок. Приоткроем секрет – образ Маланьи вот уже второй год воплощает Екатерина Судовцева, сотрудница управления молодёжной политики Белгородской области (управление проводит «Маланью» совместно с Центром молодёжных инициатив):

«На предложение воплотить образ покровительницы фестиваля Маланьи согласилась с радостью и не раздумывая. С первых минут я сроднилась с ним и с той удивительной, точно волшебной, атмосферой, что возникает в первые выходные лета в заповедных «Ключах». Особенные чувства пробуждает во мне культура нашего народа, явленная здесь во множестве форм. Невероятно близка мне и идея объединения двух братских народов России и Украины, ведь единство их традиций составляет культурное своеобразие Белогорья. И близость эту нужно тщательно оберегать».

Протягивает нам Маланья белую ленточку с фестивальной эмблемой. Красный с чёрным славянский узор, походящий на цветок, на самом деле восьмилепестковая звезда Алатырь, камень-заря – древний символ Вселенной, основа мира. И символический залог гармонии, что царит на фестивале.

Стражи «Ключей»

Охранять фестиваль хрупкой красавице Маланье помогали участники новооскольского клуба «Белгородская засечная черта». Новый Оскол (Царёв-Алексеев) появился как крепость Белгородской засечной черты в 1637-м. В этом клубе под руководством потомственного казака Павла Загорулько и занимаются исторической реконструкцией, погружаясь в исторические источники и воссоздавая образы стрельцов, пушкарей, казаков, драгунов XVII столетия. Вот перед нами – молодой казак-черкашенин в шароварах, папахе. Сергею Ялыничу – 14 лет, в клубе занимается полгода, но ни на что не променяет это своё увлечение. Рассказывает:

«В руках у меня – оружие для улицы (что-то наподобие пики для дальнего и ближнего боёв). За поясом – кремнёвый пистолет, нож да нагайка».

А вот драгун. Серафиму Кокареву тоже 14. На нём штаны на западноевропейский манер, как и кожаная куртка – колет, шапка с меховой опушкой. Он с гордостью демонстрирует шпагу. И признаётся, что покорён родной историей и будет постигать её и дальше.

Воспроизвели воины фланкировку шашкой, пикой, нагайкой. И даже фрагмент сражения –нападение крымских татар на русскую заставу. Образ татарина схематичен – больно это кропотливая работа, но стилизованные шлем из двухмиллиметровой стали и пластинчатые доспехи имеются. Впрочем, посетителей «Маланьи» разыгрываемое действо так захватило, что на нюансы уже никто не обращал внимания.

Девицы гадали – лето привечали

Недаром «Ключи» – зона заповедная. Берёт здесь своё начало река Псёл. Плывёт по ней лодочка, а в ней – девушка с юношей, не замечают нас с берега. Ивы клонятся к самой воде и плачут, нарушая зеркало водной глади. Такой здесь простор, столько оттенков зелёного и столько цветов полевых. Пламенеют нежные цветки ятрышника пятнистого. Кукушкины слёзы – называют его в народе. Одна из печальных легенд гласит: в ночь на Ивана Купала гадала девушка на суженого – бросала венок в воду. Да на беду достался он водяному, который унёс её в своё подводное царство. Тосковала красавица, домой просилась. Рассердившись, превратил водяной девушку в кукушку – летала она над ятрышником и слёзы на него проливала. Так и остались они пятнышками на нём…

Но на «Маланье» венок бросают под руководством профи – водяных можно не бояться. Александра Костюкова, директор Журавского сельского дома культуры (Прохоровский район), и её вокальный и хореографический коллективы «Сударушка» и «Родничок» реконструировали этот обряд. «Ой, со вечера, с полуночи…» – зазывали они гостей в хоровод. Вился он ручейком, как вдруг начинались обливашки. А водичка-то непростая – заговорённая: «Луне на убывание, а мне на счастье», «Смоем все обиды и печали, чтобы наши души засияли». А как оказались мокрыми с головы до ног, так можно приниматься за плетение веночков берёзовых, ивовых да вплетать всё, чем природа одарила. И ну гадать на счастье, на суженого. Затаили дыхание девушки, ждут, куда веночек поплывёт. Александра Ярославовна тем временем поясняет: «Далеко по течению – в этом году не жди замужества, к берегу прибился – готовься к приходу сватов».

Мы оставили гадальщиц у воды, а сами спустились под пригорок, где стали свидетелями обряда «Крещение или похороны кукушки». Жутковатое название, не правда ли? Людмила Перькова, директор Береговского сельского дома культуры (Прохоровский район), и артисты её «Родников» рассеивают страхи. В шестой четверг после Пасхи девочки лет 10-14 творили из веточек куколок-кукушек и в тайне шли в лес. Там обменивались кукушками да подарками разными, плели веночки из кукушкиных слёз. Одевали кукол в разные лоскуточки и хоронили – закапывали или прятали, тем самым избавляясь от кукушкиного бремени, – птица-то эта не вьёт гнезда, не создаёт семьи. Заплетали венки и кумились – целовались, становясь кумами. А после их ждал обед «лапшовник». Пройдя обряд инициации для взрослой жизни, они покидали лес.

Успели мы и на свадебный обряд, разумеется. Его фрагмент представили певчие ансамбля «Русь» Незнамовского сельского модельного дома культуры (Старооскольский городской округ). Без кого на сватовстве не обойтись? Во что облачались жених и невеста? Что следовало за тем, как к девушке посылали сватов? Какими песнями сопровождали каждый обрядовый этап? Какие угощенья – яства и напитки – подносили? Руководитель «Руси» Нина Сальникова, пояснила, что так в их родном Незнамово всё и происходило, а все элементы сватовства они восстановили по книгам, посвящённым истории родного края, односельчанки – кандидата исторических наук, краеведа-исследователя Марии Емельяновой.

Все вместе мы прогоняли грозу от дома в поля («Похороны стрелы»), играли в известную «Я садовником родился…»… – каждый из обрядов, которые приготовили организаторы «Маланьи», захватывали внимание и увлекали в свою, совсем иную, реальность.

Обереги на добрые вести

Какое народное гуляние без ярмарки? Уж мы привыкли, что ни один фольклорный фестиваль не обходится без того, чтобы нас не удивляли народные мастера. На «Маланье» умельцы всех мастей подоставали из своих заветных сундуков удивительные вещицы. А иные прямо здесь творили. Изделия из стекла, дерева, глины, лыка, соломки, шерсти и ткани, бисера: иконы, картины, украшения, расписная утварь, рушники, кружева, куклы-кубышки, матрёшки, подковы на удачу, домовички, цветочные композиции, свистульки… Созданные руками белгородских искусников, они приковывали к себе тысячи взглядов и заставляли расставаться с копеечками.

Игры, в которые играли предки

С XI века скоморохи странствовали по Руси, веселили народ. Пели, острословили, дурака валяли, игры организовывали… Вот и до «Маланьи» добрались. 4 года назад студенты Белгородского государственного института искусств и культуры образовали «Скоморошину»: изучают русский фольклор – хотят возродить древнюю культуру.

Как могли публику развлекали: хохмили, хороводы водили, канат перетягивали… – незнакомых друг другу людей объединяли – и хороводники из экопоселения Красное Прохоровского района. А клуб «Белогор» организовал состязания добрых молодцев: стенка, бой мешками, городки, салки, мяч-горяч, даже брёвна метали да девушек умыкали.

Деревенька у небольшой речки

Выросла она не сказать, что давно – в 2013-м, аккурат к первой «Маланье». Хатки-мазанки украинского образца с двух-, четырёхскатными крышами из соломы, камыша да добротная рубленая изба – их сюда перенесли из окрестных сёл. В каждой – полна горница людей. Все стремились заглянуть, что кроется за расписными ставнями окошек. Русская печь, естественно. Без неё не обходилось ни одно жилище. Как и без иконы – почернели от времени образа, поблекла фольга, но как и прежде неиссякаем их свет. Кровать с пухнатой периной и горой подушек – и всё украшено, усердно вышито цветочным узором. В этом доме точно всё готово к светлой Троице. А ещё здесь – куча разномастного «железа». Утюг угольный, топорище, капкан, ключиков и замочков великое множество – мы оказались в доме кузнеца. А на его подворье и кузня, и колодец, поленница с отдельными чурочками, пугало – в огороде.

В таких домах белгородцы жили в конце XIX – начале XX веков, пояснила Алина Щербелёва, студентка НИУ «БелГУ». Девушка, хотя и будущий стоматолог, но проявила интерес к культуре родного края – исследовала традиционные жилища под руководством кандидата исторических наук Ольги Кистенёвой. Их работа заняла 3-е место на городском конкурсе. Получив приглашение на «Маланью», Алина создала и макет хатки с внутренним убранством. Столько зрителей привлекло её творение, что на следующий год она собирается воссоздать целую деревеньку.

Фото Наталии Козловой

Поём – значит живём

«Ой ты, полюшко…» – а у кузнецова плетня распевался хор русской песни «Родные напевы» (руководитель – Владимир Уваров). Певчие и музыканты из Белгорода нашли свой приют в городском Дворце культуры (ДК «Энергомаш»). Славную историю они хранят: 35 лет в том году минуло с момента создания «Родных напевов» – где только ни выступали и каких только наград ни получили. Голоса, баян, контрабас, погремушки… – всё готово. Скоро артистам предстоит выступить на главной фестивальной сцене (к слову, на этих подмостках 7 июня пели и плясали более пятидесяти коллективов).

И самое-то замечательное, что не только люди старшего поколения в них поют и играют. Столько молодёжи стремится перенять русскую песню, русский танец. Вот девушки-красавицы только закончили «А кто в этом во дому…». Гордятся они, что когда-то попали в «Белогорье» Яковлевского района (руководитель Людмила Ампилова) и теперь выступают на «Маланье». Вот шустрые шестнадцатилетние мальчишки из «Сударушки» села Верхопенье Ивнянского района (руководитель – Галина Буханина). Так лихо «Русскую плясовую» станцевали.

 А вообще куда ни пойди – полянки, переходы между площадками, овражки, лужки… – русская народная песня звучала на «Маланье» везде и слилась в одну, прославляющую фестиваль и нашу культуру. Уже покидая «Ключи», мы повязали яркие ленточки на мостике через Псёл. На собственную удачу и на долгую жизнь замечательного фестиваля «Маланья», которая, уверена, ему обеспечена. Ну что, милая Маланьюшка, прощай до будущего года!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×