Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 апреля 2016, 16:09
 Записала Ольга Алфёрова 3434

Пешеход всегда прав

Белгородцы придумали, как сделать парк Победы лучше и удобней

Пешеход всегда прав Мост возле диорамы сейчас. Фото из презентации Арчибасова, Гребенникова и Королёва
  • Записала Ольга Алфёрова
  • Статья

В Молодёжной школе урбанистики представили исследование общественного пространства парка Победы в Белгороде. Специалисты выяснили, какие проблемы есть у этого участка, и разработали способы их решения. Именно так и происходят правильные и полезные преобразования города: на основании наблюдений, статистики и с участием жителей.

Над проектом работали руководитель дизайн-студии «М207» Геннадий Арчибасов, архитектор Геннадий Гребенников и сотрудник института муниципального развития и социальных технологий Артём Королёв.

Предлагаем краткую выжимку из их исследования.

Дано: парк Победы и подозрение, что что-то с ним не так

Белгород активно развивается и может обзавестись пешеходным зелёным центром. Это важно, потому что город – это поселение людей, а не машин, и приоритет должны отдавать пешеходам. В городах, где развиты общественные пространства, лучше и безопаснее жить, там развивается культура, предпринимательство.

Мы задались вопросом, какие улицы можно сделать пешеходными? К примеру, хороший потенциал у Гражданского проспекта. Но мы решили обратить своё внимание на улицу Попова в районе парка Победы.

Наблюдая за ней определённое время, поняли, что она очень активно используется и машинами, и пешеходами. Дорога проходит сквозь парк, из-за этого его части воспринимаются как отдельные, и сторона у диорамы используется гораздо меньше.

Территория исследования.
Территория исследования.
Слайды предоставлены авторами

99 % дороги отдано автомобилям, и только 1 % – пешеходам: перейти улицу можно только через один пешеходный переход напротив Аллеи Героев. И наблюдения показали, что он расположен не слишком удачно: люди переходят дорогу в неустановленных местах, несмотря на высокую интенсивность автомобильного движения.

С командой волонтёров мы наблюдали за тремя точками: мостом, пешеходным переходом и местами парковки. Подсчёт вели по специальной методике.

Мы сравнили интенсивность пешеходных и автомобильных потоков и поняли, что движение машин слишком активное, чтобы делать этот отрезок улицы пешеходным, но можно перекрывать улицу по праздничным дням.

Слайд из исследования

Проблема первая: пешеходный переход

По подсчётам, каждый пятый пешеход переходит дорогу в неположенном месте, рискуя жизнью. Почему? Люди предпочитают менее безопасный, но более удобный и экономный путь, поэтому при необдуманном создании переходов увеличивается травмоопасность территории.

Безо всяких подсчётов просто понаблюдайте, например, за подземным переходом через Белгородский проспект напротив парка Ленина. Достаточно много людей переходят там дорогу, экономя время на спуске под землю. Кроме того, прогулочный маршрут принудительно разорван. Вообще, многие исследователи давно пришли к выводу, что подземный переход хуже наземного.

Наш выход – убрать переход напротив диорамы и сделать два новых, но в других местах. Пешеходы, перейдя дорогу, упираются в ступени музея, и движение разделяется на две части: к фонтану и набережной. Вот напротив них и нужно сделать зебры. Кроме того, переход должен быть поднят на уровень тротуара, чтобы не надо было с него съезжать по пандусу. Это удобно для пешехода и дополнительный плюс к безопасности: зная о препятствии, автомобили будут заранее снижать скорость.

Проблема вторая: разная интенсивность

Пешеходные дорожки на мосту используются по-разному. При этом действующей ширины 1,5 м явно не хватает и многие люди сходят на проезжую часть: не могут разминуться с колясками, велосипедами, встречным потоком людей.

Нужно расширить активную часть тротуара до 3,9 м. При этом проезжие полосы сохранят удобную для езды ширину 3,5 м, а пешеходы смогут спокойно и безопасно передвигаться по тротуару.

Проблема третья: парковка

Машины вдоль улицы Попова паркуются крайне хаотично: кто по диагонали, кто прямо. Из-за этого пространство используется неэффективно, создаётся аварийная ситуация. Максимально зафиксированное количество припаркованных автомобилей – 73 при максимально возможном количестве 60.

Мы предлагаем разметить парковку параллельно по одной стороне и под углом – по другой. Кроме того, нужно сделать карманы на три-пять машин, чтобы, даже если кто-то припаркуется не так, как предусмотрено, это не рушило весь ряд и позволило остальным парковаться удобно. Напротив диорамы нужно избавиться от парковки, чтобы сохранить визуальную связь с Аллеей Героев.

Данное решение позволит получить 74, а при дополнительном улучшении – до 90 упорядоченных парковочных мест.

Проблема четвёртая: жара

Небольшая площадка с фонтаном используется крайне неэффективно. Летом там негде укрыться от жары, и люди, вопреки запретам, купаются в фонтане, так как это единственный способ освежиться.

Площадка вокруг фонтана.
Площадка вокруг фонтана.
Слайд из исследования

Вместо газонов нужно посадить деревья и в их тени поставить лавочки – тогда это пространство сразу заработает. Посадив их не вплотную к дороге, а немного в глубине, можно сохранить вид на здания двух музеев.

Выводы

Мы хотим показать, как должно происходить правильное преобразование городских пространств. Это задача не только администрации. Как можно больше жителей должны участвовать, тогда это действительно будет удобно и нужно для всех, это будет город для людей.

Артём Королёв, Геннадий Арчибасов и Геннадий Гребенников.
Артём Королёв, Геннадий Арчибасов и Геннадий Гребенников.
Фото Ольги Алфёровой

Перед тем как что-то сделать, нужно обязательно проводить исследования, а решения принимать на основании аналитики и взвешенных данных. Наши разработки соответствуют всем СНиПам градостроительства: это наша настольная книга, то есть проект готовый – бери и пользуйся. С ним уже можно обращаться к городским властям и обсуждать конкретные предложения, и мы очень рассчитываем, что они получат своё развитие и поддержку.

Cейчас было бы актуально пронаблюдать обстановку на перекрёстке улиц Щорса и Губкина: там по два подземных и наземных перехода, планируется всё перенести под землю. Урбанисты, изучавшие проблему, утверждают, что подземные и надземные переходы уменьшают пешеходный трафик, увеличивают количество переходов в неположенных местах.

Приглашаем всех заинтересованных в судьбе города людей подключаться к исследованиям. Для этого нужно написать в Молодёжную школу урбанистики. Мы готовы проконсультировать и помочь в изучении проблем.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×