– Владимир Пантелеймонович, новое назначение стало неожиданностью для вас?
– Меня избрали на общем собрании федерации. Естественно, я готовился к выступлению на нём. На этот пост было выдвинуто два кандидата. Но моя программа развития мотоциклетного спорта в регионе показалась интересней членам федерации, за неё и проголосовало большинство присутствующих.
– Думаю, нашим читателям тоже было любопытно узнать, что ждёт белгородский мотоспорт в ближайшие годы.
– Для начала я бы хотел вернуть ту ситуацию, когда мотоспорт был необыкновенно популярен в Белгороде. В 1967 году у нас проходил этап Кубка мира, белгородские спортсмены занимали призовые места на всесоюзных соревнованиях. В чемпионатах России от нашей области участвовало по 30–40 мастеров спорта. Сегодня на весь регион – полтора десятка спортсменов, которые могут похвастаться таким званием. Чтобы вырастить новых чемпионов, необходимо прежде всего вернуть интерес детей к мотоспорту. Нужно отдать должное ДОСААФ: несмотря на определённые трудности, недостаточное финансирование, эта организация как могла поддерживала мотоспорт в регионе. В составе областной федерации сегодня 18 клубов, 12 из которых состоят на базе ДОСААФ.
– А оставшиеся шесть?
– Они держатся чудом, в основном на энтузиазме людей, которые их возглавляют, на родительские и спонсорские деньги. Из наиболее крупных таких спортивных объединений могу назвать детско-юношеский клуб «Пилот» в Белгороде, который недавно отметил своё пятнадцатилетие, его возглавляет Валерий Антюфеев. Поддержка попечительского совета по развитию мотоциклетного спорта пришлась кстати: в прошлом году клубы получили порядка 60 новых единиц техники. В этом году планируется приобрести примерно столько же мотоциклов. Чем больше мы привлечём в мотоспорт ребят, тем лучше: известно, что из десяти пришедших в клуб остаётся максимум половина. А высокие спортивные результаты можно ждать от двух-трёх. Уже к концу первого года занятий становится понятно, кто пойдёт дальше в большой спорт, а кто останется на любительском уровне. Но и те мальчишки и девчонки, которые не свяжут своё будущее со спортом, получат навыки езды, обслуживания техники, узнают правила вождения, что уже хорошо. Приятно, что в прошедшем сезоне белгородский мотоспорт пополнился шестью прекрасными спортсменками.
– Не будет ли спрос превышать предложения? Давайте просто пофантазируем, что завтра в мотосекции придут 100, 200 детей…
– Внезапно не придут. Сегодня в области насчитывается более 130 тысяч детей в возрасте от 6 до 15 лет. Из них спортом занимаются около 29 тысяч. А мотокроссменов из них – всего 188. Мы предполагаем, что мотоклубы смогут охватить порядка 350 человек. Но для этого нужно, чтобы у них было достаточное финансирование, необходимо привести в порядок существующие трассы и построить новые.
– А что, имеющихся трасс разве недостаточно?
– У нас их десять. Они есть в Белгороде, Строителе, Шебекино, Губкине, Чернянке, Алексеевке, Вейделевке… В некоторых районах их нет. В планах – строительство трасс в Ракитном и Валуйках.
– Мы говорим о развитии мотоспорта. Но чтобы проводить соревнования европейского или даже мирового уровня, нужно иметь для этого соответствующую базу.
– Это важный момент. Одна наша трасса в урочище Фролово у посёлка Ясные Зори Белгородского района уже получила лицензию на проведение соревнований всероссийского уровня. Вторая – в Терновке – ждёт своего часа: собран пакет документов для прохождения процедуры лицензирования. Сейчас готовимся приступить к строительству современной мототрассы в урочище Монастырский лес под Белгородом, на которой, как мы рассчитываем, сможет пройти один из этапов Кубка мира в 2016 году. Она разместится недалеко от дачного массива, между АСК «Вираж» и местом бывшего глиняного карьера.
– Требования к лицензированию трассы международного уровня отличаются от тех, которые предъявляют к трассе, на которой проводятся всероссийские соревнования?
– Что касается её протяжённости, безопасности или уровня сложности, то практически нет. Но трасса, способная принимать гонки международного уровня, требует более развитой инфраструктуры. Там должны находиться стационарные душевые, судейский домик, пресс-центр, рассчитанный не менее чем на 120 журналистов... Есть и другие требования, например нахождение такой трассы на определённом расстоянии от международного аэропорта, наличие подъездных путей общественного транспорта.
– Строительство такой трассы не дешёвое удовольствие. Смогут ли белгородские спортсмены оправдать высокое доверие?
– Дело не в доверии. Да, трасса потребует больших затрат, но и отдача будет велика. Мотокросс – увлекательный, зрелищный спорт. Только представьте, сколько привлекут международные гонки в Белгород болельщиков, журналистов, спортсменов. Строиться трасса будет за счёт спонсоров, уже есть договорённость с крупными предприятиями области.
Что касается белгородских мотоспортсменов, то в этом году сборная области по итогам всероссийских соревнований перебралась с одиннадцатого места на четвёртое. Это хороший результат. Ещё одну белгородскую команду – BELOGORUE Russia Racing – впереди ждёт серьёзное испытание: участие в чемпионате мира, гонки в зачёт которого пройдут в 18 странах. Для женской сборной предусмотрено участие в шести этапах чемпионата. Первый заезд состоится в Катаре уже 28 февраля. В марте будет ждать Таиланд, в апреле – Италия… Если наши спортсмены пройдут квалификацию, попадут в двадцатку лучших кроссменов мира – это уже победа. Но перед ними поставлена очень высокая планка – победить на чемпионате!
Другие материалы спортивной тематики читайте в свежем номере газеты «Смена», которую можно приобрести в киоске или получать по подписке.