• 63,91 ↑
  • 68,50 ↓
  • 2,46 ↑
2 сентября 2015 г. 17:54:25

Молодёжный фест дал повод поговорить о положении молодёжного фестивального движения в Белгороде

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Перемен требуют наши сердца…
Фото Наталии Козловой

26 августа в парке имени Ленина провели фестиваль молодёжного творчества «Перемен требуют наши сердца…», а 30 августа завершился фестивальный проект «КультурА» в Тольятти. Обозреватель «Белгородских известий» Катерина Шаронова рассказывает, что это за события, как они связаны между собой, и рассуждает, почему эта возникшая связь даёт надежду на развитие молодёжного фестивального движения в нашем регионе.

Время молодых

Официальный статус «Перемен требуют наши сердца...» – Межрегиональный фестиваль молодёжного творчества. Назвали его, понятно, строкой из песни Цоя. Но то, что в эпоху 1980-х звучало как призыв, спустя несколько десятилетий только подчёркивает критичность современной застойной ситуации – до сих пор мы всё ждём, требуем чего-то в кругу друзей-знакомых на собственных кухнях, а на деле «нам становится страшно что-то менять».

Фестиваль провели в 4-й раз, но, похоже, впервые попытались покончить с игрой в совок, превратив его арт-площадки в своего рода лабораторию. В ней, есть надежда, формируется скелет будущего успешного фестивального проекта. Пусть это ещё не прыжок с трамплина, но уже шаг, с которого, вспомним древнекитайского мудреца, начинается путь в тысячу миль. Главное, что в реальных времени и пространстве, здесь и сейчас молодые читали свою поэзию и прозу, рисовали граффити, танцевали, пели, общались друг с другом. И судили их молодые, что принципиально, если речь о молодёжном фесте.

Идут своей дорогой

Более 400 работ поступили в оргкомитет «Перемен требуют наши сердца...». Присылали из Белгородской, Воронежской, Московской, Челябинской, Новосибирской областей, Краснодарского и Красноярского края, Крыма, Башкирии и Чувашии, Харьковской области Украины. Но по большому счёту дело, конечно, не в том, сколько участников привлёк конкурс и из какого количества регионов. Суть – в уровне поданных заявок, их соответствии качеству. В противном случае всё превращается в формальность, витрину. Вот этого и старались не допустить молодые судьи, проводя заочный и очный отборы.

Максим Бессонов – молодой поэт, но уже признанный сообществом. Чего только стоит мнение легендарного Евгения Рейна, назвавшего Бессонова состоявшимся поэтом. Автор сборников «Душа в разрезе» (2009), «PROзрение» (2013), Макс рассмотрел 127 заявок поэтической номинации. Сформировал шорт-лист для выступления в день фестиваля. В арт-шатрах свои стихи читали совсем разные люди – от школьников до серьёзных работающих дядь. В результате Бессонов вместе с другим известным в поэтическом кругу автором – Ольгой Кныш – определили троих победителей: Павла Полозова (1), Викторию Шлеину (2) и Ирину Браткову (3).

Полозов, занявший первое место, лет пять публиковался под разными псевдонимами в Сети. Около года назад это ему надоело. Говорит, в Интернете стихи не живут, а виртуальное общение – лишь суррогат. Павел искал слушателей, искал критику, понимая, что только так он сможёт развиваться. И нашёл. Теперь сочинения 33-летнего шебекинского сочинителя войдут в сборник по итогам фестиваля.

Неожиданно для себя конкурс феста выдержала и Вика Шлеина (с. Архангельское, Губкинский городской округ). Девочке было 6, когда она, поспорив с сестрой, написала стих. И вдруг он понравился всем домашним. Сейчас ей 14, она продолжает писать. А победа на фестивале, слова Бессонова только поддержали её в этом движении, признаётся юная поэтесса.

Писатель Влад Резников оценивал прозаиков. Прочитал он 26 конкурсных рукописей и выбрал четверых лучших: Марию Киахиди (1), Олесю Шикито и Елену Ледовских (2), Викторию Сафонову (3).

«Авторы, которые стали победителями, оказались на порядок опытней других участников. Это видно по их способности писать. Скажем, крымчанка Мария Киахиди мастерски владеет словом. Это, безусловно, надо поощрять. Девушке нужно определиться с основной темой творчества, найти себя как рассказчика и не расплескать свои способности на пародии детских сказок, разного рода желчные статейки и заметки в социальных сетях», – комментирует Резников.

Сложно назвать конкурсом то, что происходило на площадке граффитчиков. Согласитесь, когда в соревновании участвуют четверо участников и трое из них занимают места, состязательная борьба выглядит малоубедительной. Вообще, конечно, это напрямую связано с малоразвитой в Белгороде граффити-культурой. Отсюда и количество райтеров, и качество граффити. Всё же места распределены: Тимофей Марков (1), Ольга Хворостова (2) и Юлия Канина (2). Любопытно, судивший номинацию автор Pasha Kes, который, кстати, и сам рисовал, но, понятно, вне конкурса, отмечает, что только работа Маркова была достойна фестивальной победы, что между его граффити и остальными – пропасть.

Не так много заявок было и в вокально-музыкальной номинации. Знайте о её героях: Андрей Шевченко (1), Владимир Покровский (2) и трио Off out (3). А вот что касается танцоров, то, пожалуй, эта была самая живая и многочисленная платформа. Dance-тусовка здесь началась с самого утра и прекратилась только под конец феста. Территория танца объединила забавных первоклашек, только обучающихся брейку, и профи, поражающих своим мастерством, вроде Сергея Елиса. Причём танцевали все: и конкурсанты, и танцоры, пришедшие поддержать своих. А результаты такие: Marta и Чернозём (хип-хоп 2×2) и Mr. Bean и Taton (брейкинг 2×2).

  • Поэтесса Ирина Браткова.

  • Влад Резников.

  • Максим Бессонов и Ольга Кныш.

У них получилось

В нашем городе есть деятели культуры и субкультур в возрасте до 35, у которых есть идеи и которые всё-таки созрели для того, чтобы что-то изменить. А другие их ровесники давно хотят быть зрителями не профанных, а по-настоящему увлекательных зрелищ, отвечающих времени и их пониманию. Почему бы не пойти им навстречу и не дать возможность (предоставив площадку, другие ресурсы) организовать фестиваль так, как они его представляют? Есть и другой вопрос: где тот культуртрегер, кто прекратит череду утомительных коловращений, объединив представителей различных направлений литературы, музыки, танцевальной и визуальной искусств, спорта и скоординировав их деятельность?

Вариант – пригласить этого героя(ев) извне. Того, у кого есть этот опыт, чтобы он(и) задал(и) вектор развития. И кандидаты ведь есть. Авторы и участники проекта «Уличный лекторий» тольяттинской Библиотеки Автограда – грантопобедителя Фонда Михаила Прохорова. Молодые, талантливые, профессиональные и опытные, они стремятся развивать культуру улиц, обращаясь к современным образовательным технологиям. В рамках грантовой программы сделав своим партнёром Белгородскую государственную универсальную научную библиотеку, они посетили наш город с лекциями и мастер-классами. И доказали, что можно много добиться, если несмотря ни на что делать своё дело.

Первый из «варягов» – Александр Жунёв. Известный райтер из Перми прибыл в наш город 30 июля. Тогда же в универсальной научной библиотеке он выступил с лекцией о стрит-арте и граффити, иллюстрируя свой рассказ фото и видео собственных воплощённых проектов. Уже на следующий день вместе с молодыми белгородскими уличными художниками они создали арт-стену в детском лагере имени Гагарина.

18–19 августа Белгород посетил Павел Яров, молодёжный министр спорта Самарской области, директор агентства PRoFEST и фестиваля молодёжной культуры и спорта «СТАРТ» (START FEST). В его родной Самаре ежегодно проводили крупнейший в России молодёжный фестиваль уличной культуры SNICKERS URБАNиЯ. А потом перестали. И тогда молодой человек вместе со своими друзьями создали уникальный прецедент – продумали и организовали фестиваль «СТАРТ». С 2012-го он проходит в Самаре на самой длинной набережной России, собирая около 3,5 тыс. участников и более 30 тыс. зрителей. «СТАРТ» стал знаковым молодёжным событием не только в Самаре, но и в масштабах страны, а его создатель – экспертом по фестивальному движению.

О своём опыте воплощения фест-проектов Павел и рассказывал встретившимся с ним белгородцам. Так, отвечая на вопрос «БелПрессы», он назвал главные черты фестиваля, отличающие его от других форм культурно-массовых мероприятий: смотр лучших достижений той или иной сферы, новизна и мотив соревнования. Если с их помощью идентифицировать форму белгородских праздников, названных фестивалями, выяснится, что почти половина из них, по сути, таковыми не являются. Почему бы не называть вещи своими именами, события – соразмерно их сущности?

Наконец, 25 августа, как раз накануне «Перемен требуют наши сердца...», в Белгород приехали Юрий Савельев, Александр Красовский и Сергей Иванов. И в первый день, и в рамках фестиваля каждый из них общался с белгородской аудиторией на свою тему, о своих проектах.

  • Pasha Kes.

  • Тимофей Марков и его граффити.

По канавкам винила

Александр Красовский (Dj Proton) на фесте провёл мастер-класс по диджеингу. Но ещё больше этого его мастерства впечатляет «Грувология» Красовского. Он исследует феномен виниловых пластинок и несколько лет назад создал оригинальный проект – путешествие по виниловым канавкам, в котором Саша выступает всезнающим гидом. Воплощается проект в Самарской областной юношеской библиотеке, привлекая туда огромное количество посетителей, всё больше из числа молодёжи. Вы приходите сюда, слушаете музыку, которую, возможно, не услышали бы больше нигде. Смотрите видео, чьи образы дополняют музыкальные. Узнаёте, кем эта музыка создавалась, в какую эпоху, какой эстетике она принадлежит. Красовский этим живёт. Где только он не разыскивает пластинки: по интернет-магазинам и барахолкам, блошиным рынкам, по частным рукам...

Его коллекция насчитывает свыше 1 000 экземпляров, многие из них редкие и очень ценные, в первую очередь по-своему культурному значению, да и что там – стоят не дёшево. Он погружается в архивы грампластинок библиотечных отделов искусств и там находит настоящие раритеты. Так, на несколько часов попав в виниловый архив белгородской научной библиотеки (около 12 тыс. наименований), Саша обнаружил в нём по-настоящему уникальные вещи, которые сможете открыть для себя и вы. Стоит только прийти в библиотеку.

Хип-хоп библиотека

Так называется один из проектов Сергея Иванова (Москва), композитора, поэта, заведующего сектором Российской государственной библиотеки для молодёжи, проектного разработчика и координатора. Сергей – кандидат культурологии, он подошёл с точки зрения науки к уличному культурному ландшафту, современным субкультурам в России и за её пределами. Этой актуальной проблематике Иванов посвящает свои научные статьи, круглые столы и научные конференции, которые организует. Об этом общался и с белгородцами. Вместе со своей командой молодой человек формирует в библиотеке фонд книг, написанных знаковыми фигурами хип-хопа, на языке оригинала и переведённых на русский. Знакомит с ними посетителей, сочетая презентации с выступлениями битмейкеров, чтением рэпа...

  • Юрий Савельев.

Библиотека как точка роста

Собственно, главный создатель «Уличного лектория» – Юрий Савельев. Он же инициатор фестиваля «КультурА», что прошёл 30 августа в Тольятти и который посетили белгородские участники «Уличного лектория» и «Перемен требуют наши сердца...». Директор федерации брейкданса в Самарской области, танцор с 18-летним стажем, генератор молодёжных проектов, это благодаря ему Белгород узнал пятерых суперувлечённых мастеров в области стрит-арта и граффити, музыки, танца, организации фестивалей...

В нулевых Юра пришёл в тольяттинскую библиотеку с проектом «Лингво-клуб Freestyle». И его идея была с радостью принята. Ребята свободно разговаривали на английском, организовывали языковые мероприятия. Через годы возникло уже десять тематических клубов, кроме лингвистического, клуб интеллектуальных игр, игровой, психологический, философский, клуб молодых политиков... В этом ряду и «Интрология»: здесь молодые люди открывают для себя науку о вхождении в область знания. «Интрология» переросла в проект «Лекторий», где теория не расходится с практикой: за лекцией следует мастер-класс.

25 августа Савельев встречался с белгородскими библиотекарями, рассказывая о том, как ему и его команде удалось построить коммуникацию с молодёжью, вернуть её в стены библиотеки.

«Библиотека – точка роста для молодёжных субкультур и городских сообществ, если она открыта и располагает ресурсами. Нужно только создать взаимовыгодные для библиотеки и молодёжи условия. Какой путь мы прошли? Мы сами стали библиотекарями, правда, совсем не обычными, неформальными. Мы повысили посещаемость, книговыдачу, для своих проектов задействовали библиотечные ресурсы, что оставались без дела. Мы пополняем библиотечные фонды. Пишем гранты. Изменяем дизайн библиотеки. Ищем новых сотрудников, соответствующих запросам нового времени. Я нахожу людей, которые организовывают клубы, проводят различные мероприятия. А сам являюсь куратором всего этого молодёжного движения. Кто угодно может прийти к нам и предложить свою идею – от просмотров фильмов до танцевальных тренировок», – говорит Юрий Савельев.

Савельев обещал помочь тем, кто будет в нашем городе заниматься развитием молодёжного центра при библиотеке, проектами лектория и другими подобными, организацией фестивалей для молодых. И заметил, что здесь главное – не мешать людям, у которых есть понимание и идеи, как это сделать, а наоборот, нужно поддержать их, создать для них условия.


для комментариев используется HyperComments