Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 июля 2015, 14:21
 Ирина Дудка 8377

Пенное. Живое. Белгородское

Почему белгородцы, пьющие пиво, употребляют мало местных сортов и каковы перспективы у местных производителей пенного напитка

Пенное. Живое. Белгородское Фото с сайта www.bankoboev.ru
  • Ирина Дудка
  • Статья

Холодное пиво в жаркий летний день можно найти на каждом шагу: магазинчики разливного предлагают живой продукт, супермаркеты – бутылочное с названиями известных брендов. Выбор – на любой вкус и кошелёк. Но есть ли среди предлагаемого ассортимента собственно белгородский продукт?

Пивной город

Долго искать не пришлось. Скажем, в областном центре продукт собственного производства продаёт «Потапыч» (названия сортов – «Чешское», «Немецкое» и т. д. – неспроста пишутся в меню в кавычках), Icebeerg, «Хмельнофф», «ГРИНН Beer», ресторан «Башня». В нескольких магазинах разливного пива нам предложили корочанский продукт, и в одном – несколько сортов из пивоварни города Строителя.

Статистика по употреблению местного пива несколько разнится. По данным Белгородстата, за прошлый год в области выпили 81 млн литров пива, по данным корпорации «Развитие» – 78 млн литров. Из них только 3,59 млн литров произведено пивоварами в самом регионе. Это меньше 5 %. Всё остальное – Воронеж, Тула, Ростов, Смоленск, Москва, другие регионы. Примерно половина общего объёма – импорт.

Представитель компании «Объединённые частные пивоварни», которая поставляет в регион пиво крупного воронежского завода, рассказал, что из 3 млн литров в месяц, производимых предприятием, на Белгородскую область приходится только 3,2 %. Дистрибьюторы видят большие перспективы.

«Если смотреть по сортам, которые вообще есть в продаже, то, наверное, больше сотни наберётся, – сообщил собеседник издания. – Мы привозим больше 20 сортов живого. В этом бизнесе многое зависит от готовности производителей предоставить оборудование для транспортировки и хранения пива. Желающих-то торговать пивом, особенно летом, очень много, но далеко не у всех есть своё оборудование. В основном продавцы берут его в аренду».

Эта мини-пивоварня в Строителе производит шесть сортов пива.
Эта мини-пивоварня в Строителе производит шесть сортов пива.
Фото Владимира Юрченко

Местный бренд

Один из крупнейших местных производителей – корочанский пищекомбинат, которым владеет компания «Белогорье» и К». Корочанское пиво уже стало региональным брендом, хотя в общем объёме белгородского пива его доля по итогам прошлого года составила всего 4,7 %. Осенью 2014-го на заседании областного правительства губернатор Евгений Савченко предложил найти инвестора и модернизировать завод, увеличив объём производства. Как следствие, общие поступления от продажи пива в консолидированный бюджет области должны вырасти до 900 млн рублей.

«Вы же видите, какой сейчас тренд на пивном рынке. Крупные игроки валятся, потому что они неэффективны. Сейчас наступает время местечковых региональных заводов по формуле «регион – пивзавод». Так и на Западе»», – аргументировал губернатор.

Производство пива в России падает: с 10,2 млрд литров в 2010-м рынок докатился до 7,66 млрд литров в прошлом году. Крупнейшие игроки уже отреагировали: «Эфес» закрыл завод в Подмосковье, «Балтика» приостановила работу двух из десяти своих российских заводов, «Очаково» постепенно мигрирует в сегмент натуральных соков. Они уверены, что падение продолжится. Одна из причин – снижение потребления. Росстат констатирует, что в прошлом году россияне выпили 53,5 литра пива на человека, в то время как в 2013-м было 58,6 литра, а годом ранее – 68 литров. В 2010 году потребляли по 72 литра пива на человека.

Пока гиганты считают убытки, в Белгородской области увидели в наметившемся кризисе новые возможности. Оптимизм основан на данных Белгородстата, который фиксирует обратную общероссийской тенденцию: с каждым годом пиво в нашем регионе любят всё больше – по сравнению с 2013-м, за прошлый год потребление увеличилось на 11 млн литров.

Любовь к пенному напитку должна приносить доход в областную казну, решили в правительстве области и одобрили проект модернизации корочанского пивоваренного завода. Планируется, что через пять лет здесь должны варить 15 млн литров пива в год. Для этого в модернизацию инвестируют 346 млн рублей.

По словам руководителя компании «Белогорье» и К» Алексея Сиротенко, работы разбили на три этапа: в этом году объёмы увеличат до 3,17 млн литров, в следующем – ещё вдвое. В 2017-м планируют выйти на 10 млн литров и к 2020-му дойти до плановых 15 млн литров. Если всё задуманное реализуют, в консолидированный бюджет в 2017 году предприятие выплатит 232 млн рублей налогов и 180 млн рублей акцизов. Сейчас ассортимент пива от корочанского пищекомбината ограничен парой-тройкой сортов, которые реализуют в Белгородской области, но после модернизации расширят ассортимент и рынки сбыта.

Владелец пивоварни Андрей Клюев.
Владелец пивоварни Андрей Клюев.
Фото Владимира Юрченко

Нашли живое

В этом сегменте самая заметная роль – у местных мини-пивоварен. Они есть практически в каждом районном центре. Два года назад такое предприятие открылось в Строителе. Предприниматель Андрей Клюев реконструировал пустующее здание и запустил собственное производство. Профессию пивовара осваивал в Санкт-Петербурге, там же обучал технолога предприятия. Сегодня процесс пивоварения посетители его заведения могут наблюдать через стекло. Пиво разливают в кеги и реализуют здесь же, в баре, через собственную небольшую сеть, а также поставляют в стационарные точки.

«Мы зарегистрировали девять сортов пива, но фактически варим шесть, – рассказывает Клюев. – При этом постоянно экспериментируем: рецептов-то бесконечное множество. Конкуренция в этой сфере сумасшедшая».

При этом производство живого пива, которое принадлежит к категории скоропортящихся продуктов, остаётся рискованным бизнесом.

«Изначально в пиве содержатся живые дрожжевые клетки, которые при пастеризации погибают, – рассказывает технолог-пивовар Александр Наплеков. – Поэтому живым может быть только непастеризованное пиво, оно не хранится по полгода, да ещё и без холодильника».

На вопрос о высвобождении ниши за счёт пивных гигантов и перспективах местного живого пива Андрей Клюев улыбается:

«Дышать легче не стало: у меня ощущение, что люди стали меньше пить. Но зато стало больше людей, которые начинают разбираться в продукте и предпочитают именно живое».

Технолог-пивовар Александр Наплеков.
Технолог-пивовар Александр Наплеков.
Фото Владимира Юрченко

Выпить, но не споить

Пивоварение – отрасль особенная. С одной стороны, власти декларируют приверженность сохранению здоровья нации, борются за трезвость, ограничивают продажи спиртного после 22:00 и запрещают рекламу пенного напитка. С другой стороны, на кону – миллиард рублей от продаж. Можно ли и заработать и народ при этом не споить?

«Культура потребления в Белгородской области просто отсутствует, и как её поднять, я не знаю, – констатирует Андрей Клюев. – В Европе, да и в крупных российских городах, микропивоварни вроде моей, производящие до 500 литров в сутки, продают пиво только в кружках на розлив – прямо в прилегающем баре. Мы тоже бар открыли, но продаём не больше 100 литров в неделю. Не привыкли наши люди в барах сидеть: «Ты мне в бутылку налей, мы тут за углом сидим».

Клюев приводит в пример Чехию, где народ привык выпивать в барах. Люди приходят вечерком пообщаться, обсудить местные новости. Вопрос российского туриста, можно ли купить пиво на вынос, поставил чехов в тупик: у них это просто не принято.

Пусть не мешают

Причины сокращения отрасли пивовары видят в законодательных инициативах, которые усложняют условия работы и малым, и большим производителям.

«Принимаются законы, логику которых зачастую невозможно понять, – продолжает Андрей Клюев. – К примеру, законодатели предлагали ввести журнал учёта продаж пива, куда реализатор должен заносить данные о производителе каждой проданной бутылки – вплоть до ИНН. Зачем – непонятно. Сейчас эту инициативу притормозили, но что будет дальше? Мешает работать то, что я вынужден заниматься не бизнесом, а непонятно чем: то ландшафтным дизайном, то выполнять указания и распоряжения разных ведомств, которые идут пачками. У бизнеса нет чётких понятий о правилах игры, постоянно что-то меняется: то можно наклеить на автомобиль эмблему с названием пивоварни, то говорят, что при проверке наложат штраф...»

– А что нужно сделать, чтобы бизнес развивался? Чем должно помочь государство?

– Если коротко, то пусть просто не мешают.

  • Пивзавод Эсслингера.

  • Пивзавод Эсслингера сегодня.

 



Справка. История пивоварения в Белгороде имеет давние корни. В источниках упоминается пивзавод, которым в 1870-е годы владел Гартвиг Герман. Предприятие мощностью 10 тысяч вёдер пива в год находилось на берегу Северского Донца. За долги по налогам этот пивзавод выставили на продажу, и его владельцам стал Юлий Эсслингер, а управляющим – его брат Александр. История завода закончилась с началом строительства железной дороги на Сумы и железнодорожной станции. Все заводские постройки снесли.

Был ещё один пивной завод – на улице Сергиевской, которым владел Владимир Мачурин. На нём варили 3 тысячи вёдер пива в год, а трудилось всего два человека.

Самый известный в Белгороде пивзавод также принадлежал Эсслингеру. Здание, которое существует поныне на проспекте Богдана Хмельницкого, построили в начале ХХ века. После революции 1917 года завод национализировали, после Гражданской войны он стал называться «Северо-Донецкая Бавария», затем был переименован в Белгородский пивоваренный завод, а с приватизацией в 1990-е стал акционерным обществом «Белпиво». Однако завод не выдержал конкуренции и прекратил существование. На месте старых корпусов построили жилой комплекс. Сейчас от пивзавода Эсслингера осталась только часть исторического здания с трубой.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×