Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 сентября 2015, 10:31
 Алексей Стопичев 2699

Пайщики против дольщиков

Бывшие пайщики кооператива, вложившие деньги в сомнительное предприятие, пытаются предъявить претензии властям

Пайщики против дольщиков Фото Алексея Стопичева
  • Алексей Стопичев

Проблемы с обманутыми дольщиками то и дело всплывают на просторах России. И раньше эти проблемы тяжким бременем ложились на плечи властей, которые пытались решить вопросы с недобросовестными застройщиками, разгневанными дольщиками, стихийными митингами и пикетами людей, в мгновение ока оставшихся без денег и обещанных квадратных метров. С начала нулевых государство пытается минимизировать риски, разрабатывая и вводя законопроекты об участии в долевом строительстве.

Таким, к примеру, стал вступивший в 2005 году в силу закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов». Этот закон исключил двойную продажу квартир. Сделал невозможным привлечение средств дольщиков до получения застройщиком разрешения на строительство. Ввёл стандарты для оформления договоров на долевое строительство. Однако полностью не исключил риски для граждан.

Но с 1 января 2014 года ситуация коренным образом поменялась. Именно с этого времени вступил в силу закон об обязательном страховании долевого строительства. Теперь застройщик может использовать деньги доверившегося ему дольщика лишь в том случае, если он застраховал свою ответственность. И если он не выполнил обязательств и вовремя не передал квартиру – дольщик может вернуть свои деньги.

Почему пикеты?

Тем не менее вопросы по обманутым дольщикам продолжают регулярно появляться в Белгородской области. Второй месяц регион лихорадит от регулярных пикетов бывших членов кооператива МИПК «Российская недвижимость», которые именуют себя «обманутыми дольщиками».

Граждане, мягко говоря, недовольны. Они выходят к зданиям Управления Министерства внутренних дел и администрации посёлка Дубовое с плакатами и громкими заявлениями. Требуют «наказать» и «вернуть». Искоренить коррупцию и соблюдать законность. Только вот что странно – бывшие члены ипотечного кооператива на самом деле никакими дольщиками не являлись и не являются. А вот почему они с завидной регулярностью выходят на пикеты –
мы и попытались разобраться.

Предыстория

Всё началось несколько лет назад, когда некто Олег Антропов – директор межрегионального ипотечного потребительского кооператива «Российская недвижимость» – предложил белгородцам элитное жильё в посёлке Дубовое по ценам ниже рыночных. Так, к примеру, когда метр квадрата жилья стоил уже за 40 тысяч рублей, Антропов обещал построить малоэтажные многоквартирные дома по цене в 35 тысяч рублей за квадратный метр.

На землях, выкупленных в Белгородском районе, Антропов выстроил-таки два малоэтажных здания, в которых было по 12 квартир. Правда, вскоре оказалось, что строительство это было незаконным и администрация района уже обратилась с исковыми заявлениями в суд. Мало того, один из домов уже и судом признан незаконным и «приговорён» под снос.

Тем не менее именно эти дома Антропов показывал желающим вступить в жилищный кооператив и приобрести жильё по ценам ниже рыночных. А в несколько квартир вселил жильцов. Что интересно, МИПК «Российская недвижимость» был зарегистрирован в городе Камышин Волгоградской области. Сам Антропов почему-то руководил всем из Норильска. И никого из будущих пайщиков это, по всей видимости, до поры до времени не беспокоило.

Понесли деньги

Желающих получить элитное жильё в престижном посёлке за интересную цену нашлось немало. В кооператив потянулись люди. Понесли туда свои кровно заработанные. Вот только кроме двух выстроенных домов, куда водили будущих членов кооператива, людям, по большому счёту, в обмен на их деньги не предлагалось ничего. Ни страхования их вкладов. Ни внятного плана строительства. Позже оказалось, что даже разрешения на строительство ни у Антропова, ни у жилищного кооператива не было вовсе. Однако такие мелочи будущих пайщиков интересовали мало.

Они писали заявления на вступление в МИПК «Российская недвижимость» и подписывали членские договоры «О приобретении недвижимости с помощью межрегионального ипотечного потребительского кооператива». До сих пор никто не может назвать точного числа белгородских пайщиков, и цифра варьируется от 80 до 100 человек.

От своего имени

В скором времени товарищ Антропов решил купить земельные участки для строительства в Белгородском районе у строительной компании «Оникс». Вначале речь шла о пяти участках, которые жилищный кооператив хотел приобрести. Затем – о двух. Оба участка Антропов купил в итоге от своего имени. Один за 40 миллионов рублей, второй – за 25 миллионов. Правда, деньги за второй участок председатель кооператива перевёл не полностью и потому оформить оба участка в собственность не успел.

В это время, с подачи кого-то из пайщиков, деятельностью предприимчивого председателя кооператива заинтересовались правоохранительные органы. И в отношении Антропова возбудили уголовное дело по части 3 статьи 159 УК РФ «Мошенничество». Председатель кооператива, как это часто бывает, словно в воду канул. Полицейские объявили Олега Владимировича Антропова, 1970 года рождения, в розыск. А кооператив без своего председателя стал разваливаться.

Обоснованность претензий

Многие пайщики, успевшие перевести на счета кооператива довольно большие суммы, озаботились поисками юристов и инициировали судебные иски – и против кооператива, и против компании «Оникс», продавшей Антропову два участка земли. А пока суд да дело, подключили «психологическое оружие». Проще говоря – стали требовать справедливости от областного и районного УВД, методически устраивая возле зданий этих учреждений пикеты с яркими плакатами: «Чьи интересы отстаивает местная администрация», «Даёшь решение проблем обманутых вкладчиков до выборов» и так далее.

Автор этих строк побывал на одном из пикетов, проводимых перед администрацией посёлка Дубовое. На встречу с бывшими пайщиками вышел глава администрации Алексей Кудрявцев. Правда, сам пикет и звучащие в адрес поселковой администрации претензии его очень удивили.

«Никогда наша власть не отворачивалась от людей, – заявил Кудрявцев. – И вы это прекрасно знаете. Меня удивляет, что многие люди даже не приходили к нам, чтобы узнать про долевое строительство в нашем посёлке. А тем, кто приходил, я говорил, что у Антропова нет разрешения на строительство и с ним не стоит связываться. И люди, выходя из моего кабинета, всё равно шли в кооператив и заключали договоры. А теперь нам же предъявляют претензии!»

Попробуй – достань

Звучащие на пикетах претензии удивляют и полицию. Сразу же после заявления от пайщиков полицейские начали проверку. Усмотрев признаки преступления, возбудили уголовное дело в отношении Антропова, а когда председатель кооператива скрылся – тут же объявили его в розыск.

А их теперь обвиняют в преступном бездействии и прочих грехах и проводят перед зданием Управления внутренних дел различные пикеты. Хотя даже сами пайщики прекрасно знают, что Антропов скрылся на Украине. А оттуда, в связи с последними международными событиями, добиться выдачи подозреваемого практически нереально.

Решение суда

Несколько десятков бывших пайщиков МИПК «Российская недвижимость» добились своего выхода из его состава через суд. И тут же оспорили две земельные сделки Антропова со строительной компанией «Оникс». Вначале суд исковые заявления отклонил. Затем признал одну из сделок между «Ониксом» и «Российской недвижимостью» недействительной. И обязал строительную компанию вернуть деньги – 40 миллионов рублей – в кооператив.

Однако и такое решение бывших пайщиков не устраивает. У кооператива накопилось немало долгов перед налоговой инспекцией, пенсионным фондом и прочими структурами. Эти долги кооперативу придётся погашать. И не факт, что после этих выплат из суммы в 40 миллионов рублей им хоть что-нибудь достанется. Тем более что только одной группе пайщиков – чуть больше 20 человек из числа активных пикетчиков – долг перевалил за 43 миллиона рублей. А ведь есть ещё как минимум 60 пострадавших граждан.

Вместо диалога

Представители строительной компании «Оникс» оспаривают судебное решение в установленном законом порядке. Их логика проста: строительная компания занимается коммерческой деятельностью. Компании всё равно, кому продавать земельные участки – кооперативу или частному лицу. Главное, чтобы это не противоречило российскому законодательству.

Иной позиции придерживаются пайщики. По их версии, договоры купли-продажи земельных участков следует признать незаконными. И хотя суд принял решение о возврате денег в кооператив (в смысле –
его дольщикам), пайщики считают, что деньги должны достаться им. Представители строительной компании предложили им компромиссное решение: мы строим для вас жильё вместо господина Антропова – вы соглашаетесь на то, что земельные участки останутся за нами. Пайщики на такой вариант не согласны. Переговоры зашли в тупик.

В сухом остатке

Положение бывших и нынешних пайщиков, конечно, незавидное. С точки зрения закона, они даже не являются дольщиками (пай и доля – де-юре разные понятия) и потому не могут предъявить претензии родному государству или кому-либо ещё, кроме скрывшегося на Украине председателя кооператива.

Логику государства можно понять. Несмотря на предостережения поселковой и районной администраций, пайщики сами несли деньги в кооператив. Сами подписывали заявления и договоры, поверив Антропову. Сами и пострадали.

Но брать на себя ответственность – сложно. А найти виноватого – легко. Поэтому бывшие пайщики раз за разом рисуют всё новые плакаты и идут на очередные пикеты. Чтобы предъявлять крайне сомнительные требования власти и правоохранительным органам…



Вместо послесловия

Впрочем, строительная компания «Оникс» наверняка и сама недобрым словом вспоминает роковой день, когда согласилась на продажу двух земельных участков. Сейчас её деятельность практически парализована. Сначала пайщики попытались остановить возврат денег за второй участок через Арбитражный суд Белгородской области. Но там им отказали в участии в деле. Тогда они обратились в суд общей юрисдикции, который до рассмотрения дела по существу выдал исполнительный лист, запретив «Ониксу» возвращать деньги за второй участок кому бы то ни было.

По словам директора строительной компании Александра Рындина, о рассмотрении дела в суде он узнал постфактум. О том, что на их имущество в рамках обеспечительных мер был наложен арест, представителю «Оникса» сообщил судебный пристав. По всей видимости, скоро может сработать принцип домино: поскольку из-за ареста счетов компания не может продолжать строительство долевого жилья, она может столкнуться с претензиями со стороны своих дольщиков.

Многие дольщики «Оникса» считают, что пайщики загибающегося кооператива пытаются решить свои проблемы за их счёт.

«Согласно Федеральному закону № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве» имущество компании принадлежит дольщикам! – возмущаются дольщики «Оникса». – А нас никто не уведомил о рассмотрении иска и не пригласил в суд. Мы уже обратились с жалобами в суд».

Ситуация, таким образом, усугубляется предстоящей схваткой между пайщиками одной компании и дольщиками другой. Первых можно понять: они боятся остаться у разбитого корыта. Вторые – ещё понятнее: разве дольщики «Оникса» виноваты в том, что пайщики поверили Антропову? Можно понять и строительную компанию: она и предположить не могла, что привычная сделка купли-продажи окажется для неё фатальной. Понятна даже логика властей: «Мы ведь предупреждали: не надо связываться с этим человеком!» Впрочем, окончательную точку в этом запутанном деле может поставить только суд.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×