Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 сентября 2015, 18:00
 Анна Кущенко 3668

От жеста к сердцу

Белгородский батюшка ведёт богослужения с сурдопереводом

От жеста к сердцу Отец Михаил говорит с паствой на языке жестов. Фото Анны Кущенко
  • Анна Кущенко
  • Статья

Субботнее утро. Белгородская духовная семинария. В холле оживлённо беседуют несколько человек. Но в воздухе повисла тишина. Собеседникам всё понятно без слов: их помощники – жесты. Мне лишь остаётся наблюдать за ними со стороны.

Спустя несколько минут все собравшиеся заходят в храм во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Начинается богослужение, которое нельзя назвать обычным. Лица прихожан уже серьёзны и сосредоточены, они внимательно следят за священником и его женой, которые переводят слова молитв на язык жестов. Проходит ещё несколько минут, и руки и губы прихожан сливаются в общей молитве. Такие службы для глухих и слабослышащих людей иерей Михаил (Сердюк) стал проводить год назад. И для нашей области пока это уникальный опыт.

От семьи к общине

Сама жизнь будто подтолкнула отца Михаила помогать людям, у которых есть проблемы со слухом. Его жена, матушка Марина, родилась в семье глухих. Бабушка научила девочку разговаривать, параллельно она учила и жестовый язык. Теперь Марина владеет им в совершенстве. В 2005 году владыка Иоанн рукоположил отца Михаила в священный сан. Сначала он служил в командировке, а потом его назначили настоятелем в белгородский храм Блаженной Матроны Московской.

С тех пор задумался: как помочь глухим и приобщить их к православию? При небольшом храме не было особых условий для создания общины, но с чего-то надо было начинать. Отец Михаил с женой сходили в общество глухих и пригласили людей, желающих больше узнать о православии, на занятия.

Поначалу приходили четыре-пять человек. Встречались по субботам, общались, а Михаил Сердюк постепенно изучал жестовый язык. Со временем в общине появился крепкий костяк из регулярно приходивших людей, а затем людей стало больше. Тогда священник обратился с просьбой к митрополиту Иоанну, и тот благословил переход общины в Белгородскую духовную семинарию.

Перед тем как начались богослужения, новоиспечённым прихожанам предстояло многое узнать. Многие из них были знакомы с православием только благодаря книгам. Да, они могли зайти в обычный храм, постоять, поставить свечу. Но, не имея возможности слышать, не могли и понимать ход богослужения, его значение и символику.

К тому же пришлось изучать новые жесты, которых нет в русском жестовом языке. Например, те, которые объясняют слова «херувим», «благодать» и другие церковные понятия. Их черпали из уже накопленного опыта Русской православной церкви.

Самая старая община глухих существует в Москве с начала 1990-х. Давно начало развиваться это направление и в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. Поэтому белгородцы сначала ездили и перенимали опыт в этих городах. А в Екатеринбурге полностью сняли видеокамерой и потом изучали каждый жест. Заниматься этим надо было целенаправленно и с полным погружением. Ведь случайного сурдопереводчика использовать было нельзя. Неподготовленный человек такие слова перевести бы не смог. Тем более с церковнославянского на русский жестовый язык – это дело нелёгкое. Но спустя четыре года большие трудности остались позади. Сейчас богослужения для общины чередуются с занятиями, на которых объясняют все непонятные нюансы.

«Существует опасность, что глухие люди начнут воспринимать общину как ещё один клуб для общения, которого им часто недостаёт. В советское время такие клубы были широко распространены. У нас в общине были такие люди, но сейчас те, кто приходят, действительно хотят слышать слово Божье и участвовать в молитве. Я чувствую, что на богослужении они не просто стоят, а понимают каждое слово. Многое эти люди знают даже лучше, чем некоторые слышащие православные», – рассказал отец Михаил.

Члены общины глухих регулярно приходят на богослужения в храм Белгородской семинарии.
Члены общины глухих регулярно приходят на богослужения в храм Белгородской семинарии.
Фото Анны Кущенко

Широко распространить

Сейчас на общецерковном уровне идёт систематическая работа по окормлению глухих и слабослышащих. Синодальный миссионерский отдел, возглавляемый митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном, первым занялся этой работой во всероссийском масштабе.

Теперь для священнослужителей в разных регионах организуют курсы жестовой речи. Этим летом отец Михаил побывал на семинаре, проходившем на базе Курской Коренной пустыни. Туда приехало много священников, которые только начинают вести богослужения с сурдопереводом. Планируется, что в будущем по одной общине глухих создадут в каждой епархии.

Очень важно, чтобы сам священнослужитель смог овладеть языком жестов. Ведь во время богослужения он символизирует собой Христа и произносит его слова. Будет неправильно, если внимание прихожан сконцентрируется не на священнике, а на переводчике. Помощник может переводить то, что поёт хор, но священник должен говорить на языке жестов. И жесты эти должны быть красивыми и выразительными.

Объединённые верой

Среди членов белгородской общины, в которой сейчас около 30 человек, есть самые разные люди. В основном это, конечно, взрослые и пенсионеры. Николай Величко посещает встречи общины уже третий год. Рассказывает, что, когда работал, некогда было прийти в церковь. А когда вышел на пенсию, заинтересовался и стал приходить. Теперь богослужения посещает регулярно, так же как и Тамара Небога.

«После службы всё плохое исходит и настроение лучше становится. У меня дочка верующая, соблюдает посты, молится, приносит мне книги, я читаю. Читала и до прихода в общину – Евангелие, жития святых Луки и Петра, притчи, книги Андрея Ткачёва», – рассказала Тамара.

У неё есть проблемы не только со слухом, но и со зрением. Преодолевать трудности и радоваться жизни женщине помогают богослужения, а также еженедельные встречи в Центре социальной реабилитации инвалидов.

Приходит в общину и молодёжь. Например, Никита Чуприна, несмотря на проблемы со слухом, получил высшее образование в Московском педагогическом университете. По диплому он сурдопедагог и сурдопсихолог. Два года проработал в школе-интернате. Но потом попал под сокращение. Прийти в храм на службу его подвигли события на Украине, вызвавшие большое душевное волнение и желание помолиться о мире в соседнем государстве. И тут бывший учитель подсказал ему дорогу в семинарию.

«Вначале было сложно вникнуть, хотя моя бабушка была верующей, рассказывала мне о жизни Иисуса Христа, просвещала, хотела, чтобы я делал добро. Но постепенно начал понимать. Смотрел жесты, читал по губам, изучал новые слова», – рассказал Никита.

Отец Михаил признался, что его владение языком жестов ещё далеко от идеала. Те, кто изучал иностранный язык, знают, что понять то, что тебе говорят, или то, что ты читаешь, легче, чем грамотно рассказать о чём-то самостоятельно. С языком жестов всё наоборот. Тут говорить легче, чем понимать. Глухие люди беседуют быстро, сокращают жесты, артикуляция их бывает не очень выразительной. Есть жесты похожие, есть одинаковые. Всё это затрудняет понимание. Но священник не боится трудностей. Он мечтает о том, чтобы подобные службы проводились не только в Белгороде, но и других районах области, чтобы слово Божье пришло к тем людям, которым оно так необходимо.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×