Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 мая 2018, 10:31
 Ольга Бондарева 3832

От Суворова до ГТО. Как 130 лет назад вводили гимнастику в белгородских школах

Кто стоял у истоков внедрения детской гимнастики в школьное образование

От Суворова до ГТО. Как 130 лет назад вводили гимнастику в белгородских школах Фото europegym.ru
  • Ольга Бондарева
  • Статья

Многие считают, что массовым физическим воспитанием детей в России стали заниматься лишь после революции 1917-го. Однако документы Государственного архива Белгородской области содержат другие сведения.

Часть реформы

После отмены крепостного права в 1861 году в России провели реформу образования, целью которой была ликвидация безграмотности. Одним из главных её документов стало Положение о городских училищах 1872 года. В нём, помимо организационных вопросов, перечислялись обязательные для преподавания предметы: закон Божий, чтение и письмо, русский язык и церковно-славянское чтение с переводом на русский язык, арифметика, черчение и рисование, пение, другие. Последним пунктом шла гимнастика.

Внедрили предмет не сразу – подготовленных кадров и опыта не было. Вернее, он был, но никакого отношения к школьному образованию не имел: основные труды и практические рекомендации по физподготовке – Петра I, Александра Суворова, Михаила Кутузова – предназначались российским военным.

Медленно, но верно

На внедрение детской гимнастики ушло более 15 лет. Вопрос регулярно «продавливали» видные общественные деятели: Александр Герцен, Виссарион Белинский и другие. Основным же двигателем процесса стали исследования российских учёных о влиянии физических упражнений на растущий организм.

Забегая вперёд, скажем, что в 1906–1910 годах белгородские педагоги уже использовали труды врачей-гигиенистов, профессоров Алексея Доброславина и Ивана Сикорского (отца выдающегося авиаконструктора Игоря Сикорского), проводивших психофизиологические опыты по определению работоспособности и влияния физических нагрузок на учащихся.

Положительный эффект физкультуры на формирование гармоничной личности доказывал врач и педагог Пётр Лесгафт (1837–1909). Особенно значим его труд «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». И хотя к этому моменту в мире уже существовало несколько национальных систем гимнастики (немецкая, шведская, французская), российский учёный создал собственную методику преподавания упражнений. В отличие от западных коллег, Лесгафт учитывал особенности развития детского организма. Именно его наработки впоследствии легли в основу подготовки российских педагогов-физкультурников.

Унтер-мастер-класс

На местах же изначально было важно просто ввести новый предмет. В 1887 году курское губернское земское собрание представило доклад, в котором анализировало преподавание гимнастики в зарубежных странах: количество уроков в неделю, нагрузку педагогов, оплату их труда. Выбирались варианты, приемлемые для собственного применения.

Примерно с 1880-х обучать преподаванию гимнастики стали в курской учительской семинарии. Восполняя кадровый голод в педагогах для народных школ, учителей (тогда их называли учащими) готовили и на педагогических курсах, и в гимназиях. Здесь гимнастике не учили, поэтому на местах выкручиваться приходилось своими силами.

Так, например, в 1889 году, грайворонский училищный совет принял постановление о введении военной гимнастики в народных школах. Пригласили со стороны на летний месяц учителя (имя его осталось неизвестным, но, судя по всему, это был военный человек – прим. авт.), который показал 30 грайворонским педагогам основные упражнения. Контролировать, как и чему он учит, поручили штатному смотрителю уездного училища господину Булгакову, «что дало хорошие результаты за короткий период». За это усердного смотрителя позже премировали.

Самому же приезжему физкультурнику заплатили за месячный курс для педагогов 100 рублей – огромные по тем временам деньги. Ещё 300 рублей земство перечислило в качестве командировочных всем обученным учителям. После чего определило прибавку за ведение нового предмета к основному жалованию (которое тогда составляло 240 рублей в год – прим. авт.) в размере 30 рублей. Спортзалов в те времена не было, занятия проводили на улице в подходящую погоду, то есть три-четыре месяца в году. Поэтому земство сочло доплату достаточной.

Через два года совет отчитался перед земством, что занятия гимнастикой в сельских школах прекращались зимой «из‑за глубокого снега и тяжёлой обуви крестьянских детей, затрудняющих стройность движений». Но благодаря стараниям учителей «мальчики знали простые гимнастические приёмы и исполняли их удовлетворительно». Кстати, оплата труда физруков к тому моменту поднялась до 50 рублей.

«Обучался физическим упражнениям»

Конечно, грайворонский пример был прогрессивным и далеко не показательным. В той же Короче в 1900 году (то есть спустя 11 лет) члены земского собрания сетовали на недостаток ассигнований на поощрение преподавания гимнастики. Да и кадров не хватало. Показывали упражнения корочанским детишкам или отставные военные, или те, кто закончил учительскую семинарию, «где изучил этот предмет». Тем не менее к 1908 году гимнастика стала нормой во всех уездных школах для мальчиков. В аттестате гимназиста обязательно прописывалось, что он обучался физическим упражнениям. Оценивать же успеваемость по этому предмету, как и по пению, стали гораздо позже – уже в советской школе. Тогда действительно начался новый этап в преподавании, который приравнял физкультуру по важности к другим предметам, нацелил школьников на выполнение нормативов и соревновательность.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×