Работы здесь начались с приходом весны и закончился в последних числах мая. За весну заменили кровлю с шиферной на металлочерепицу, отремонтировали подвалы и установили там автоматизированный индивидуальный тепловой пункт, утеплили и обновили фасады, заменили инженерные коммуникации. Капремонт двух домов обошёлся примерно в 30 млн рублей.
И вот представители компании-подрядчика приехали на объект снова, чтобы ответить на замечания, которые могут возникнуть при приёмке домов.
Как ремонтным бригадам двух домов удалось уложиться в почти рекордные сроки, рассказывает генеральный директор компании-подрядчика Александр Титенко:
«Выставили больше людей – около 60 вместо 25–30 – на объект, чтобы меньше тревожить жителей домов. Им, думаю, не особо приятно целый месяц видеть москитную сетку на собственном окне. Конечно, к капитальному ремонту все относятся по‑разному, но 95 % жителей реагировали адекватно. Приходили с просьбами, мы старались на все откликнуться».
Главное для подрядчиков, по словам исполнительного директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Белгородской области Леонида Белоковаленко, – доставить во время ремонта как можно меньше неудобств жильцам и уложиться в срок, сдав все дома до начала отопительного сезона. Штрафные санкции для затянувших капремонт компаний – 0,3 % от стоимости договора за каждый день просрочки – никто не отменял.
Не вредят ли ремонту стахановские темпы и всегда ли «быстро» равно «качественно»? К кому обращаться хозяевам квартир, если спустя время вскроются недоделки? Белоковаленко поясняет: гарантийный срок капремонта – пять лет с момента приёма обновлённого дома в эксплуатацию. В течение этого времени подрядчик должен и будет реагировать на обоснованные замечания жильцов.
Что попадает в поле зрения спецкомиссии при приёмке отремонтированных домов, рассказывает директор управления капительного ремонта Белгорода Александр Васищев:
«Первый критерий – работа инженерных сетей, то есть проверяют, насколько дом готов к новому отопительному сезону. Проведут опрессовку системы отопления, сдадут в санэпидемстанцию бактериологический анализ воды из водопровода и труб отопления. Проверят кровлю, сделают энергоаудит дома, потому что его фасад утеплили в ходе ремонта».
Не последнее слово при приёмке остаётся за жильцами. По мнению старшей по дому Натальи Хлопцевой, капитальный ремонт в 51-летнем доме прошёл без сучка и задоринки:
«Хочу похвалить рабочих. К нашим просьбам прислушивались».
Николай Германов живёт в доме № 24 с 1980 года. Рассказывает: ремонтом остался доволен:
«Красавец дом, всё хорошо сделали. Спасибо, что отремонтировали крышу. Раньше наверху стояло корыто, так там чего только не было: и мыши, и вороны валялись. А теперь этот бак убрали, стало хорошо. Жаловаться не на что. Сделали отмостку, теперь ходить можно спокойно. Раньше как было: выйдешь – и чуть ли ноги не переломаешь».
Однако найти общий язык с хозяевами квартир удаётся не всегда, признаёт Александр Васищев.
«Чтобы поменять коммуникации, надо зайти в квартиру, всё старое оборудование демонтировать и поставить новое. Жильцам это доставляет большие неудобства», – говорит он, при этом отмечая: год от года отказов слесари и сантехники слышат всё меньше.
Если в 2014-м собственники повально отказывались менять инженерные сети, ссылаясь на свежий ремонт и другие причины, то сейчас, рассказывает Александр Леонидович, большинство жителей идёт навстречу и открывает двери без возражений:
«Сетям 40–50 лет – они изжили себя, и надо понимать, что, если сейчас труба не течёт, нет гарантии, что она не потечёт позднее».
К дому № 26 комиссия добралась к пяти вечера. Жильцы уже успели вернуться с работы и высказывали свои впечатления от ремонта и замечания активнее соседей. Беседка во дворе превратилась в дискуссионную площадку.
«Мы довольны. Такой объём работ – и выполнили за три месяца! Приходили рано утром и уходили, когда уже темнело. Подстраивались под каждого, чтобы мы были дома. Из соседней квартиры слесари уходили в девять вечера, работали допоздна», – одобрительно отзывается Елена Зуева.
«Как новостройка! Какие могут быть претензии? – Светлана Козлова живёт в доме 32 года и ремонтом довольна. – Осталось лишь побелить и покрасить подъезды, помыть окна после работы. На это тоже нужно время, надо понимать. Крышу раскрыли с середины февраля – снег, слякоть, но люди сидят и работают. Снимали шифер, он в руках рассыпался, мы все видели. Какое может быть недовольство?!»
«В смету не вошёл ремонт почтовых ящиков, – замечает кто‑то. – Но нам сказали: попробуем, постараемся что‑то с ними сделать».
«По сравнению с другими отремонтированными домами в городе нам все завидовать будут, – к разговору подключается Галина Шевченко. – Осталось подключить отопление и поставить краны на трубы. Рабочие от этого не отказываются, но надо им напоминать».
«Мы трубы решили не менять, – Юлия Горлова живёт с доме без малого 50 лет, с самого первого дня. – Нас они устраивают».
«Для нас самое страшное, что сейчас бригада свернёт работу и уедет», – то ли шутят, то ли на самом деле опасаются такого варианта развития событий жильцы.
Нашлись и недочёты. Так, по мнению жильцов, ремонтникам ещё предстоит нарастить крышу над входом в подвал у одного из подъездов.
«Мы просили ливнёвку ,чтобы сделали жёлоб. Сказали: в смете не предусмотрено, но придумают, как устранить. Яму надо с одной стороны поднять, где ливнёвка, иначе будет туда вода заливаться, а это ерунда. Хоть и мелочь, но обещали помочь», – добавляет одна из женщин.
Теперь жителям двух домов осталось лишь дождаться текущего ремонта в подъездах: побелки, покраски и уборки. Пока пыль и грязь на лестничных клетках доставляют им неудобства. Привести подъезды в порядок, по заверениям комиссии, в ближайшее время должна управляющая компания.
Всего в этом году в Белгороде капитально отремонтируют 35 домов, затратив на них около 660 млн рублей.