• 59,14 ↑
  • 69,47 ↑
  • 2,17 ↑
28 ноября 2017 г. 12:38:27

В белгородском художественном музее работает выставочный проект фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт»

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
От лирического портрета до житейской драмы. Семь интересных картин выставки «Портрет семьи»
Фото Владимира Юрченко

До 25 февраля в Белгороде экспонируют около 40 работ из фондов Русского музея Санкт-Петербурга. Выставка прослеживает, как и в каких направлениях развивался семейный портрет. «БелПресса» выбрала несколько наиболее примечательных полотен.


«Семейный портрет» Фёдора Толстого

 

Фото Владимира Юрченко

«Художники писали портреты не только на заказ. Например, известнейший скульптор, медальер, живописец, график Фёдор Толстой изобразил себя и свою семью в собственном доме. Жанр портрета семьи в комнатах развивался и приобретал большую популярность», – рассказала старший научный сотрудник Русского музея, куратор выставки Любовь Шакирова.

Любопытно, что квартиру графа оборудовали по его собственному дизайн-проекту. Все члены семьи участвовали в изготовлении убранства. Даже мебель в стиле ампир сделали по рисункам Толстого.


«Портрет М. Я. Нарышкиной с сыновьями Львом и Сергеем и дочерью Александрой» Джорджа Доу

 

Фото Владимира Юрченко

Художника пригласили в Петербург из Англии, чтобы он написал портреты для известной галереи героев 1812 года в Зимнем дворце. После этого он стал очень популярен. Все знатные семьи заказывали у него портреты.

«Здесь изображена Нарышкина с детьми. Это было богатейшее семейство. Их дом находился на Дворцовой набережной», – отметила Шакирова.

Изображённая на картине обаятельная девочка Александра через несколько лет станет обворожительной девушкой. Она была знакома с Пушкиным, её красотой восхищался Лермонтов. После смерти первого мужа Александра получила колоссальное состояние. Уехала в Париж, где второй раз вышла замуж. В 38 лет скончалась в больнице для бедных. О её смерти ходит много слухов. Подозревают мужа, который мог свести Александру в могилу, желая завладеть состоянием.


«Пять братьев Бенуа» Михаила Скотти

 

Фото Владимира Юрченко

В семье Бенуа было 18 детей. Семь из них умерли во младенчестве. На картине – пять сыновей, хотя всего их было шесть. Один из братьев – военный – отсутствует, но он прислал письмо, которое читают остальные. Здесь мы видим особенность, характерную для семейных портретов XIX века: на них старались запечатлеть не только живых и присутствующих членов семьи, но даже умерших. Художники использовали для этого разные творческие ходы: об умершем или уехавшем мог напоминать портрет, висящий на стене, медальон или, как в данном случае, письмо.

Семейство Бенуа знаменито своим значительным вкладом в русскую культуру. Второй слева на картине – архитектор Николай Бенуа. Он участвовал в создании храма Христа Спасителя, стал автором многих зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе. Его сын, Александр Бенуа, был известным художником и искусствоведом, написал «Историю русской живописи в XIX веке». Сыновья, Леонтий и Альберт, также стали архитекторами.

Эта картина примечательна ещё и тем, что 25 ноября ей исполнилось 170 лет.


«Весна» Кузьмы Петрова-Водкина

 

Фото Владимира Юрченко

Этот портрет не про семью, а, скорее, про её создание. Художник изобразил юную пару, зарождение отношений, ростки чувств.

«Петров-Водкин – один из основателей Ленинградской школы живописи. Через границу 1917 года он принёс в советское искусство традиции символизма. У него была уникальная философско-художественная система. Художник считал, что любое пространство необходимо изображать как фрагмент Космоса, – объяснила научный сотрудник. – Вот, например, сейчас мы с вами стоим не на горизонтали, а на поверхности огромной сферы. В этой работе он поверхность этой сферы акцентирует, находя ей оправдание в виде вершины холма, которая возносит молодых людей над бескрайним пейзажем. В то же время здесь есть условность. Это не просто холм. Домики совершенно несоразмерны. Он поднимает пару над бытом, над повседневностью. Это своеобразные Адам и Ева, зарождение новой жизни».

Кузьма Петров-Водкин учил видеть прежде всего форму. Например, голова у него – это округлый шар, шея – цилиндр. Поэтому люди на картинах выглядят необычно.


«Семейный раздел» Василия Максимова

 

Фото Владимира Юрченко

Максимов был передвижником. А художники этого объединения стремились отразить в своих работах проблемы семейной жизни. Одну из них мы и видим на этой картине.

«Патриархальный быт рассыпается, разлагается под влиянием прогресса. После реформы 1861 года крестьяне получили возможность выйти из большой патриархальной семьи. Молодые захотели жить своим домом – происходит семейный раздел, в котором участники проявляют себя не лучшим образом. Страсти кипят. В спор уже вступили женщины: делятся веретёна, полотна, домашняя утварь», – отметила Шакирова.

Младшая невестка стоит опечаленная. А жена старшего брата злобно смотрит на неё, восседая на стуле. В этой картине мы видим противопоставление скромности и жадности.


«Сёстры» Андрея Мыльникова

 

Фото Владимира Юрченко

Эта картина одна из самых значимых в творчестве художника. Полотно, показывающее красоту простых человеческих отношений, написано в экспрессивной манере в 1967 году. Старшая сестра уверенно держит своего ребёнка, на её лице – счастье, попытка осознать произошедшее чудо. Средняя сестра смотрит на неё с радостью и в то же время с небольшой печалью. А во взоре младшей читается старание понять недоступное пока ей чудо материнства.

Если присмотреться к этой картине, то мы увидим, что девушки полны жизни и пышут здоровьем. Мыльников воспевает человека труда. Он показывает, что труд и семья – это основополагающие начала жизни.


«Семейный портрет» Аркадия Петрова

 

Фото Владимира Юрченко

В XX веке семьи продолжали заказывать свои образы для услады собственного взора и потомков, но уже начали обращаться к фотографам.

«Традиция семейной фотографии подхватила эстафету семейного портрета. И эта картина Аркадия Петрова спровоцирована как раз семейной фотографией. Это примитивистская работа 1980-х годов играет с ситуацией, когда пара нарядилась и пришла в фотоателье. Художник относится к этому иронически, образы получаются очень забавными, в них масса подробностей», – подчеркнула Любовь Шакирова.


для комментариев используется HyperComments