• 63,91 ↑
  • 68,50 ↓
  • 2,46 ↑
30 августа 2016 г. 10:23:23

В Белгородском художественном музее открылась выставка «Западноевропейское искусство XVII–XIX веков»

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
От библейских сюжетов до антикварной лавки
Фото Владимира Юрченко

В экспозицию вошли 26 шедевров из фондов Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки: полотна голландских и фламандских художников, испанских и итальянских живописцев и ряд жанровых картин немецких авторов.

Это уже седьмой выставочный проект, увидевший свет благодаря партнёрству музея, группы компаний «Эфко» и Фонда содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры в Белгородской области «Наследие».

«Я поздравляю всех с продолжением замечательного проекта «Достояние музеев России – белгородцам», благодаря которому мы можем увидеть сокровища региональных российских музеев. С каждой новой выставкой, прекрасно подготовленной Белгородским художественным музеем, мы имеем возможность убедиться, какими роскошными коллекциями обладают наши соседи», – отметила первый замначальника регионального управления культуры Нонна Андросова.

Директор Курской картинной галереи Игорь Припачкин рассказал, что экспозиция имеет много тем и не только знакомит с развитием изобразительного искусства в разных странах и особенностями национальных школ живописи, но и призывает зрителя к поиску ассоциативных связей, ритмов.

«Мы с особым трепетом представляем эту выставку. В коллекции Белгородского художественного музея нет работ зарубежного изобразительного искусства. Поэтому любое прикосновение к нему, его представление в наших стенах, накладывает на нас особую ответственность. Помимо того, что эти работы дают возможность проследить ход развития изобразительного искусства на протяжении нескольких веков, каждая из них ещё и исторический источник», – отметила директор худмузея Татьяна Лукьянова.

 

XVII век имел большое значение для формирования национальных культур Нового времени. Представленные картины того периода написаны в основном на библейские мотивы: «Святой Иаков Старший» Хусепе де Риберы, «Апостол Пётр» неизвестного французского художника, «Богоматерь Скорбящая» Тиарини Алессандро. Некоторые полотна были настолько популярны, что богачи заказывали их копии у других художников.

Выставленная «Святая Цецилия», изображающая римскую деву-мученицу III века, – это копия работы Гвидо Рени, мастерски сделанная неизвестным итальянским художником.

Картина «Иосиф в темнице» интересна не только как прекрасное воплощение ветхозаветного сюжета: сын библейского праотца Иакова по наговору попал в египетскую тюрьму, где верно истолковал сны других узников. Долгое время авторство этого полотна приписывалось разным художникам. Григорий Шварц приобрёл его для своего имения Белый Колодезь и считал, что картину написал Микеле Дезублео. Когда коллекцию Шварцов национализировали, автором полотна объявили Эверарки Фьяминго, а позже и вовсе экспонировали как работу неизвестного фламандца XVII столетия. В 1980-е годы во время реставрации возможным создателем назвали Гаспара де Крайера. Однако мощная пластика, выразительность жестов и ряд других нюансов в конце концов привели галерейщиков к имени Антонио Дзанки.

На выставке также можно увидеть пейзаж одного из главных итальянских художников 1670–1700 годов Питера Мулира «Порт с кораблями». Восемь лет живописец провёл в тюрьме Генуи по обвинению в убийстве первой жены. Но просвещённая публика чтит его за морские пейзажи, благодаря которым рождённый в Голландии художник получил своё итальянское прозвище Темпеста, что в переводе – «буря, шторм». Он мастерски изображал и бушующее море, и грозовое небо.

В XIX веке начинает властвовать реализм. А потому в картине Теодора Кунце «Рыбаки» мы уже не сможем найти библейских мотивов и сюжетов из Нового Завета, а увидим реалистичный рассказ о трудовых буднях. Картины «Бродячие музыканты» Томмазо де Виво, «В лавке антиквара» Вианелло Чезаре, «Вечерний чай» Ленинга Пауля – это интересный живописный рассказ о традициях и быте того времени, искусно переданный через детали.

А вот если посмотреть на «Крымский пейзаж» Эдоардо Пастина, то возникнет сомнение насчёт того, что иностранный художник изобразил одно из мест полуострова. Горы, море, деревья, небо – всё вроде бы на месте. Однако природа больше похожа на итальянскую. Скорее всего, живописец никогда не бывал в Крыму, а при написании картины пользовался общими рекомендациями. Для XIX века такая ситуация была вполне приемлемой.

На открытии выставки гости, помимо экспозиции, увидели видеосюжет об истории Курской картинной галереи, хранящей 10 тыс. произведений искусства, а также насладились выступлением музыкантов Белгородской филармонии.

Познакомиться с западноевропейским искусством можно до 25 сентября.


для комментариев используется HyperComments