• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
3 марта 2015 г. 12:32:38

Эволюция белгородской литературы на газетной полосе

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
От «Белгородских силуэтов» до «Звонницы»

3 марта 1918 года в Белгороде вышел первый номер литературной газеты «К солнцу». Корреспондент «БелПрессы» решила узнать, что же представляло собой это издание и как менялась литературная периодика региона в течение почти 100 лет.

Век назад

Сегодня получить представление о литературных исканиях белгородцев нам могут помочь газеты начала ХХ века – «Белгородские силуэты» и «Буревестник». Они носили ярко выраженный политический, а если говорить точнее – социал-демократический характер.

Тем интереснее кажется газета кружка самообразования «К солнцу». Это издание можно назвать уникальным. Оно было совершенно аполитичным, не выражало интересов какой-либо партии. В литературной газете, название которой было отзвуком и «Детей солнца» Горького, и призыва «Будем, как солнце» Бальмонта, печатались рассказы, стихотворения, юморески, миниатюры, критические очерки, которые перекликались с ранним символизмом.

Первую страницу этого издания можно увидеть в Белгородском литературном музее.

«С малыми силами, но с живым огнём приступаем мы к созданию настоящего литературного органа. Ибо мы верим, что в искусстве радость красоты и истины. И ни войны, ни политические распри не приблизят нас к светлому будущему, чем искусство и наука, стоящая выше войны и партий», – такими словами открывается первый номер «К солнцу».

Хотя будет справедливо заметить, что и до появления этого издания в белгородской периодике встречались литературные произведения. В 1907 году издавалась газета «Буревестник». Она открыла имя Павла Барвинского (Израильтянко) – писателя, на творчество которого обратил внимание Антон Чехов. В «Буревестнике» публиковались его увлекательные и полемичные сочинения. В каждом номере газеты печатались художественные произведения разных авторов, объединённые социально-революционной тематикой: рассказы, стихи, сказки и пьесы.

В 1915–1916 годах популярной была газета «Белгородские силуэты», которая издавалась на средства Павла Барышникова. Он редактировал её и был автором большинства очерков. В газете публиковали рассказы, заметки, сообщения, «материалы из общественных нравов Белгорода и соседних городов и уездов, бытовые картины провинциальной жизни».

Бюрократизм, взяточничество, пьянство – эти и многие другие пороки обличались на страницах «Белгородских силуэтов», которые стоили 5 копеек и моментально раскупались местными жителями.

Со страниц газеты не сходили имена гласных Белгородской городской думы и городского головы Ивана Муромцева. К Павлу Барышникову постоянно шли люди, и каждый рассказывал о своём горе, нуждах и жалобах.

«Один за одним идут обыватели. Всяк несёт издателю своё горе, свою нужду и жалобу. Я слушаю. Да и как не слушать, когда раскрывается народная душа, народное сердце. Ведь «всякому человеку надо, чтобы было куда пойти», – писал Барышников (из книги Крупенкова «Белгородские силуэты»).

В этих беседах издатель черпал богатый и разнообразный материал о жизни белгородцев. Все его наблюдения выливались в критические статьи и фельетоны. Всего вышло 16 номеров «Белгородских силуэтов». Сейчас полный комплект издания можно найти только в Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

В советские годы литературные изыскания белгородцев небольшого объёма нередко публиковались на страницах областных и районных газет. Сейчас такой опыт практически ушёл в прошлое.

Фото Анны Кущенко

А что сегодня?

В литературном пространстве области за последние 20 лет отметились два «толстых» журнала. Альманах «Белые кручи» стал творческой площадкой прежде всего для молодых поэтов и писателей. Он знакомил белгородцев с современной литературой и публицистикой местных деятелей культуры.

Почти 18 лет существует в Белгородской области общественно-политический, литературно-художественный и научный журнал «Звонница» (первый номер вышел в 1997 году). Журнал стал своего рода неформальной формой объединения писателей. На его страницах можно найти интересные художественные и публицистические работы.

Среди авторов журнала были писатели, журналисты, общественные деятели, философы, историки, педагоги. Тексты были разноплановыми, но их объединяло единое начало – патриотизм и желание обсудить злободневные проблемы. Преданность родной земле, бережное отношение к природе, православное ощущение бытия – вот основные принципы «Звонницы». Тираж издания – 1 000 экземпляров, и он доступен в электронном виде. Редактор «Звонницы», ветеран Великой Отечественной войны Владислав Мефодьевич Шаповалов, – автор более 30 книг прозы, лауреат многочисленных премий.

Владислав Шаповалов.
Владислав Шаповалов.
Фото Анны Кущенко

Время от времени в области выходят в свет и литературные альманахи, включающие произведения авторов-лауреатов местных конкурсов и фестивалей. Но, как это ни печально, ни литературный альманах, ни литературный журнал популярной периодикой сегодня не назовёшь. Они вызывают интерес только у определённого круга читателей. Да и из-за финансовых проблем издание нового номера порой затягивается на долгие месяцы.

Тиражи такой периодики незначительны, что тоже не прибавляет энтузиазма читателям. Но сказать, что литературные журналы нам сегодня не нужны, тоже нельзя. Где тогда публиковаться молодым и зрелым авторам? Но чтобы литературные журналы стали популярными, подход к их изданию нужно менять. Получится это или нет, и оправдает ли цель средства? Вопрос остаётся открытым.


для комментариев используется HyperComments