Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 июля 2014, 10:58
 Владимир Бабич 2198

Орлы Мещерина

Народный мастер из Старого Оскола дарит землякам деревянную сказку

Орлы Мещерина Михаил Мещерин: «Вот уже 14 лет резьбой занимаюсь». Фото Виталия Гаркуши
  • Владимир Бабич

Михаил Семёнович Мещерин разменял девятый десяток. Недавно он купил планшет и теперь общается с друзьями в «Одноклассниках», демонстрируя снимки своих деревянных скульптур и записи исполненных им любимых песен.

Всё началось с лебедя

Как-то у дочери он увидел губную помаду в форме лебедя с поднятыми вверх крыльями.

– Какая красивая фигура! Дай мне твоего лебедёнка, попробую вырезать из дерева, – попросил отец.

И вот в 1999 году он вырезал своего первого лебедя. А вскоре жена, Мария Сергеевна, показала ему фарфоровую цаплю на одной ноге и потребовала: сделай мне такую же из дерева. Потом соседка принесла оленя...

Самому Мещерину очень хотелось сделать орла, но он долго не мог найти подходящий образец. Раз поехали к родственнице в Чернянку, и у неё на комоде увидел то, что давно искал – фосфорного орла, попросил его на неделю. С него и «вылепил» свою первую хищную птицу из дерева.

Как-то было поветрие в Старом Осколе устанавливать на улицах гнёзда с парочкой аистов. И вдруг среди них появились два большущих орла, с размахом крыльев больше метра. Один орёл оседлал столб возле надземного перехода на проспекте Комсомольский, второй устроился на дереве при входе в дендрологический парк. Далеко не каждый староосколец знает, что это творения Мещерина.

Михаил Семёнович поначалу стеснялся показывать свои работы широкой публике. Но однажды, увидев по местному телеканалу объявление об открывающейся выставке народного творчества, занёс свои скульптуры в Дом творчества.

– Работы принимала директор Дома ремёсел Наталья Николаевна Никишина, – вспоминает Мещерин. – Я ей: «Вот, топорные работы принимаете?» Она глянула и говорит: «Так это самые наши работы!». С тех пор стали приглашать на выставки. А в 2008 году Наталья Николаевна говорит мне: «Михаил Семёнович, ты сделай фотографии свою и своих поделок и принеси нам». – «Зачем?» – спрашиваю. «Ну, принеси, – говорит, – в Белгород просят послать». А через некоторое время она мне объявляет: «Михаил Семёнович, тебе присвоили звание «Народный мастер Белгородской области». Я никогда об этом и не думал. Я ведь даже не учился...

В прошлом году Мещерин подтвердил звание народного мастера.

Михаил Семёнович частый гость в школах. Знакомит ребят со своим творчеством, делится секретами мастерства.

– Мне нравится наблюдать за детьми, как у них загораются глаза. Они мои фигуры и так вертят и сяк. Я им говорю: «Не бойтесь, берите в руки, смотрите, только не ломайте».

Художник полка

«Жили тяжело». Эту фразу во время нашего общения Мещерин произнёс не раз. Родом из Оренбуржья. Спасаясь от голода, семья переехала в казахский город Казалинск, где жил его дедушка. Своего отца Миша не помнит, тот умер, когда мальчику было два года. После шестилетки выучился в железнодорожном училище на слесаря-паровозника. Направили в ремонтный цех. По плану каждый месяц бригада ремонтировала по 11 паровозов. С детства у Мещерина была тяга к рисованию. Увлечение оказалось полезным.

– После ремонта и покраски на паровоз требовалось нанести соответствующие знаки и маркировку, – рассказывает Михаил Семёнович. – Малярными работами по совместительству занимался бандажник, он за нами не поспевал. И вот как-то ждём его, паровоз-то на линию выпускать надо, а маляра всё нет и нет. Я взял кисточки, расписал всё как надо, и выпустили паровоз на линию. Следующий отремонтировали, я и его разметил. Главный инженер спрашивает у мастера: «Ты чего маляра не просишь?» А он отвечает: «Да есть у меня пацанёнок». Главный инженер заинтересовался: «Пригласи-ка ты его ко мне». Пришёл я к главному инженеру, и тот мне предлагает: «Не хочешь поработать маляром? Зарплата у него сдельная». Слесарем я получал всего 52 рубля, а у маляра заработок больше. Согласился…

В положенный срок Мещерина призвали в армию. Там быстро обнаружили его художественные способности. Дослужился, как он иронично заметил, «до художника полка». Рисовал наглядную агитацию. Приходилось даже делать копии с известных полотен. Одну из таких работ – картину «Отдых после боя» – Михаил Семёнович привёз домой, она до сих пор у него хранится.

После армии женился, пошли дети, семью надо было кормить. Работал слесарем, помощником кочегара, помощником машиниста, наконец – машинистом. Всегда был на хорошем счету.

– Когда в 1975 году переезжал в Старый Оскол, у меня уже был «запорожец», – с гордостью заметил Михаил Семёнович.

На новом месте устроился машинистом на Лебединский ГОК и работал там до пенсии – до 1988 года.

 

Орёл Михаила Мещерина в Старооскольском дендропарке
Орёл Михаила Мещерина в Старооскольском дендропарке
Фото Виталия Гаркуши

Дерево лечит, успокаивает

Резьба по дереву – не единственное увлечение Мещерина. Он хороший столяр. Большую часть мебели в своём доме сделал сам.

А в Старом Осколе Михаил Семёнович увлёкся плетением из лозы.

– Купил на рынке корзинку, разобрал её, и по ней учился лозоплетению. Использовал и проволоку, и ленточки, получались нарядные вещицы, – рассказывает Мещерин.

Одно из деревянных пасхальных яиц работы мастера хранится у митрополита Белгородского Иоанна. На праздник молодёжной пасхи в ДК «Комсомолец» устроили выставку. Посетил её владыка Иоанн.

– Стали дарить подарки, – рассказывает Михаил Семёнович, – и я нашему митрополиту подал это яйцо. Он взял его и читает надпись: «Жизнь прекрасна, береги её и борись за неё. Мать Тереза». Прочитал и говорит: «Ох, какие слова!». И передал яйцо помощнику.

Мещерин играет на мандолине, хорошо поёт, а в молодости лихо плясал.

– Я сколько себя помню, мы с Мишей поём, – вставила своё слово хозяйка дома Мария Сергеевна. – Миша от железнодорожного училища танцевал на конкурсах, в Чимкент даже ездил. Сейчас в двух хорах поёт – в «Лейся, песня» и в ветеранском хоре Центра культуры и искусств.

Мещерин достал свой планшет, и из него полились песни в исполнении... Михаила Семёновича: «Песенка об отважном капитане», «Здравствуй, мама», «Любимые глаза», «На побывку едет»...

В свои восемьдесят с лишним Мещерин по-прежнему руководит уличкомом переулка Токарева. Восемь лет назад застал я Михаила Семёновича помогающим коммунальщикам расчищать русло Оскольца от мусора. Он хорошо помнит сильный паводок 1994 года, когда спасал семью на резиновой лодке, переулок тогда быстро превратился в реку, а дом почти полностью затопило.

В этом году Мещерин получил, как он признался, неожиданную награду – памятный знак в связи с 60-летием со дня образования Белгородской области.

– Представляешь, в Старом Осколе таким знаком отметили всего 115 человек, в их числе оказался и я!

– Михаил Семёнович, такой традиционный вопрос: если бы вы могли жизнь прожить заново, снова стали бы машинистом или искали себя в какой-нибудь творческой профессии?

– Надо выбирать настоящую профессию – машиниста, слесаря... А резьба по дереву и всё остальное – это хобби. Нужда заставила этим заниматься. Денег всегда не хватало, вот приходилось многое делать своими руками. Знаешь, когда я вышел на пенсию, у меня сердце стало болеть. А когда занялся резьбой, стало отпускать. Дерево – лечит, успокаивает. Вот уже четырнадцать лет резьбой занимаюсь…

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×