Вхождение мультиинструменталиста филармонии Тимура Халиуллина (орган, карильон, клавесин) в фестивальное движение Струлёва было вопросом времени.
«Совсем скоро мы откроем фестиваль в четвёртый раз. С начала нашей истории в Белгороде я думал, как бы в его рамках использовать орган – инструмент невероятной мощи, резонанса, свободы. В этом виолончель с ним схожа. Потому их дуэт – величайшая сила. И сегодня, наконец, это произойдёт – вместе с Тимуром я исполню композиции потрясающей красоты», – подтвердил Струлёв, арт-директор и виолончелист BelgorodMusicFest, перед выходом на сцену.
Орган и виолончель преподнесли слушателям две «Аве Марии» – Джулио Каччини и Астора Пьяццоллы, сочинения Иоганна Себастьяна Баха – Ариозо из клавесинного концерта № 5, Адажио из органной токкаты до мажор и Арию из оркестровой сюиты ре мажор, для которой Халиуллин пересел за клавесин. И особую из воплощённых партитур концерта Молитва Камиля Сен-Санса – её музыканты посвятили памяти Елены Образцовой (со дня смерти певицы минуло 40 дней).
На репетициях «Музыки барокко» у Струлёва возникла идея дуэта виолончели и органа непосредственно на фестивале. Он обещает ночной (!) концерт при свечах – в атмосфере, которая, пожалуй, больше всего соответствует трансцендентности этой музыки. Как только станет известно его точное время, «БелПресса» об этом сообщит.
Белгородские поклонники органа слышали ансамбль виолончели и органа, конечно, не в первый раз. Но прежде слышали фрагментарно. Впервые этому сочетанию отвели столь значимое место, сделав основой первого отделения. И впервые виолончель (Струлёв неразлучен с уникальным инструментом работы флорентийского мастера Луиджи Пьятеллини конца XVIII века) звучала так насыщенно.
«У Борислава такая виолончель и такой темперамент, что я сделал то, чего никогда не позволял себе в ансамблях, – включал орган более громкими, красочными тембрами. Не позволял, поскольку камерное звучание виолончели сложно сочетается с обволакивающим, густым органным звуком. Обычно орган давил виолончель. Но не в случае со Струлёвым», – поясняет Халиуллин.
Борислав Струлёв, в первую очередь известный потрясающими импровизациями, свободой интерпретаций, на сей раз проявил себя больше как академический музыкант экстра-класса. До концерта он скажет:
«Произведения будут исполнены в манере оригинала, сегодня нет джаза и красного пиджака, сегодня Бах и серьёзная музыка. Это то, для чего я рождён».
Однако его творческая индивидуальность, природа его дара таковы, что не импровизировать он не может.
«Импровизации Борислава сегодня проявились не в тексте произведения, что, например, может быть в джазе, но не в музыке барокко, а в интонации, в трактовке, посыле – то есть он делал это более тонкими выразительными средствами. И его видения академических вещей неожиданны и прекрасны», – считает белгородский органист.
Струлёв стал ведущим солистом концерта, но не единственным. Московская скрипачка, участница BelgorodMusicFest Анна Боровик исполнила сложнейшие партии в произведениях изумительной красоты – Адажио Томазо Альбинони и Чаконе Томазо Витали. А музыкант белгородской филармонии Василий Иващук предоставил редкую возможность услышать соло бас-тромбона (Анданте ре минор Альбинони). И, разумеется, второе отделение «Музыки барокко» обратилось к гармонии музыкального слияния органа и камерного оркестра Mezzo music под управлением Натальи Боровик (ре-мажорный Канон Иоганна Пахельбеля, Чакона Давида Валентина... В финале вечера – II и III части Славянского концерта Сергея Слонимского).