Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 октября 2015, 14:24
 Беседовал Алексей Стопичев 10124

Опаздывать не умею

Интервью с начальником управления по работе с личным составом УМВД России по Белгородской области Александром Косововым

Опаздывать не умею Александр Косов. Фото пресс-службы УМВД России по Белгородской области
  • Беседовал Алексей Стопичев

Карьера Александра Косова развивалась стремительно. В 1995 году он поступил на службу, а уже через четыре года занял первую руководящую должность – начальника отдела участковых уполномоченных милиции.

Спустя всего восемь лет Александр Анатольевич стал заместителем начальника Новооскольского ОВД – начальником милиции общественной безопасности, а затем возглавил райотдел. А уже в 2011 году Косова назначили начальником управления по работе с личным составом регионального УМВД. Именно он теперь заведует кадрами в полиции нашего региона, работа сложная и очень ответственная. Но сложностей Александр Анатольевич не боится, а его продвижение по службе объясняется просто: на всех должностях он становился одним из лучших. О службе, семье и увлечениях начальник УРЛС УМВД России по Белгородской области рассказал на гостевом диване «Белгородских известий».

С самых низов

– Родился я в селе Великомихайловка, на родине Первой конной армии, 23 февраля 1972 года…

– То есть всё указывало на то, что нужно становиться офицером?

– В детстве даже не думал об этом. Другие были мечты и увлечения. Учился я неплохо, восемь лет висел на Доске почёта в родной школе как отличник. Увлекался музыкой, играл в духовом оркестре и вокально-инструментальном ансамбле. Фотографией увлекался. Ну и, конечно, спортом.

– И как такой творческий человек вдруг попал в милицию?

– В 1993 году я закончил агрономический факультет сельскохозяйственной академии и планировал стать председателем колхоза. После получения диплома – армия, служил механиком-водителем на ГМ-569 – шасси огневой установки на базе танка Т-72. Вернулся домой. Встал вопрос: куда идти работать? В колхозах ситуация была нестабильная на тот момент. Узнал, что двое моих односельчан оформляются на службу в милицию, и тоже всерьёз об этом задумался. Кстати, поступить на службу оказалось очень непросто – я ждал три месяца. А 11 мая 1995 года меня назначили сотрудником патрульно-постовой службы. Получается, что с самых низов начинал.

– Первый день работы в милиции запомнился?

– Ещё как! Первый день на службе – и сразу убийство! Село небольшое. Все друг друга знают. Супруга кочергой убила своего мужа. Помню, особые эмоции вызвала хладнокровная работа судмедэксперта. До этого я и не представлял, что такое милицейские будни. Тогда сотрудник ППС был универсальным. Мы занимались и охраной общественного порядка, и работали по линии ГАИ, и по санитарному состоянию улиц. В общем, всем занимались. А когда поработал, освоился, захотелось совершенствоваться, идти дальше, поступить в юридический институт. Тем более что учебный центр я окончил на отлично. Потому в апреле написал рапорт на имя начальника.

– А устроиться в милицию сложно было?

– Достаточно сложно. В то время каждого кандидата вызывали на собеседование с начальником. Первого начальника очень хорошо поэтому помню – Вожжов Андрей Ильич. Спасибо ему огромное за всё. Когда меня к нему вызвали – выправка ещё армейская сохранилась у меня. «Зачем идёте?» – спрашивает. Я ответил, что служил в армии, дисциплина и порядок – это моё. Опаздывать не умею, родители так воспитали. И считаю, что буду приносить пользу государству и новооскольской земле. Андрей Ильич меня взял на работу, а потом рекомендовал для поступления в юридический институт. Я старался не подводить его, да и вообще никого. Наверное, потому показатели были одни из лучших, и меня решили перевести на офицерскую должность. В ноябре я уже исполнял обязанности участкового уполномоченного милиции. А в январе 1997 года я получил первое офицерское звание – лейтенант милиции.

С полной отдачей

– Ну а почему стремительно так карьера развивалась?

– Ещё в школе я начал следовать принципу – к любому делу нужно подходить серьёзно. И если что-то делаешь, то делать это нужно с полной отдачей. Так поступаю и по сей день. Стал лучшим участковым. Потом – старшим участковым. В 1999 году меня назначили начальником отделения участковых Новооскольского района, я был уже старшим лейтенантом. В 2001 году мы заняли первое место среди сельских отделений участковых в Белгородской области. В 2002 году ушёл на заслуженный отдых замначальника райотдела. Было два претендента на эту должность, в том числе и я, 85% коллег проголосовали за меня. В феврале 2003 года я стал замначальника райотдела. восемь лет всего прошло, как я пришёл в милицию.

– Служба легко давалась?

– Никогда служба лёгкой не была. Иногда приходилось не спать сутками. Вспоминаю громкое убийство, я тогда был старшим участковым и старшим пункта охраны общественного порядка. В подчинении – четыре участковых, пять сотрудников ППС и один старший оперативный работник уголовного розыска. На нашей территории проживало 14 тысяч человек. Однажды звонок из села Подвислое: сгорел дом, в нём обнаружили труп женщины с множеством колотых ран. Быстро установили, что возгорание началось от дивана. Значит, пытались скрыть следы. Женщина эта торговала самогоном, и мы неоднократно её привлекали к ответственности. Она всё равно промысел свой продолжала, и это, увы, привело к трагическим последствиям. Из соседнего села пришёл мужчина и попросил в долг самогон – она не дала. Он затащил в дом, изнасиловал, заколол, облил самогоном и поджёг. Мы его быстро вычислили. В течение суток установили и шли двое суток за ним след в след. Я его и задерживал вместе со старшим оперуполномоченным.

– Задержали, не вызывая ОМОН и СОБР?

– Мы у себя на участке были и ОМОНом, и СОБРом. Сами задержали. Это сейчас предусмотрена силовая поддержка спецподразделений. Хотя я считаю, что любой уважающий себя оперативный сотрудник или участковый должен быть способен задержать преступника. Ведь ситуации разные бывают.

– У вас более десяти командировок на Северный Кавказ. Расскажите про первую…

– В 2005 году нужно было ехать в Чечню. Октябрь. Меня назначили командиром белгородского сводного отряда. Стояли мы в населённом пункте Валерик Ачхой-Мартановского района. Было, конечно, не так спокойно, как сейчас. Трасса на Махачкалу. Там на дополнительном посту и несли службу. Помогали комендатуре в Ачхой-Мартане. Стояли в 15 километрах от базы, Урус-Мартан в пяти километрах был. До 11 вечера если не заснёшь, то с 11 до 2 точно не заснёшь – гаубицы отрабатывали горы. Приехали мы в разруху. Наладили быт – завели газ, построили баню. Русский человек ко всему привыкает. Поэтому никто не роптал.

– О каких-то ярких случаях можете рассказать? Вам ведь приходилось боевиков задерживать, террористов…

– Я расскажу про другое. В 2005 году в Чечне морозы были страшные. Напротив хлебозавода находился совхоз. Двух-этажное здание и старая техника. Им нужно было выезжать, а тракторы не заводятся. Директор совхоза попросил помочь. Мы «Уралом» и завели всю технику. Старались помогать во всём. Рядом семья многодетная жила – пять детей. Мы их поддерживали чем могли – продуктами, лекарствами. И таких случаев много было. Люди там в основной массе неплохие. И война им не нужна. Сами об этом говорят.

– Я сам видел, что в Чечне местные жители общаются с вами с большим уважением. В чём секрет?

– Наверное, в первую очередь, нужно их уважать. Они так воспитаны, что им говорить нужно правду в глаза. Нельзя душой кривить. Они ценят искренность. Не все ведь там боевики были. И ещё я заметил, что там если человек профессионал – то с большой буквы, неважно, каменщик или медик, например. Они если чем-то занимаются, то этому отдают себя всего. Очень целеустремлённые и ответственные. Просто не могут делать кое-как.

Ответственность за судьбы людей

– Как вас назначили на нынешнюю должность?

– На тот момент я был начальником райотдела и уже во второй раз возглавлял сводный отряд на Северном Кавказе. Хочу отметить, что руководство УМВД нас не забывало – почти каждый месяц приезжали и привозили гуманитарку – продукты, тёплые вещи, в общем, всё необходимое. В феврале приехал начальник – Виктор Николаевич Пестерев. Кстати, приехал 23 февраля, а это не только всероссийский праздник, но и мой день рождения. Было очень приятно принять поздравления перед строем от генерала. Запомнится на всю жизнь: когда возвращались из командировки, Виктор Николаевич прямо на вокзале вручил мне приказ о назначении на должность начальника управления по работе с личным составом.

Отдохнуть не получилось. Через два дня приступил к выполнению новых обязанностей. Поверьте, на первых порах было очень нелегко. Кстати, очень поддерживала меня семья. Мы переехали в Белгород все вместе. А в сентябре получил полковника. Погоны генерал Пестерев вручил мне в Чечне, во время очередной командировки. Так получается, что многие знаменательные события моей жизни происходят именно там.

– В чём заключается ваша работа?

– У нас несколько основных направлений. Первое – кадровая служба, работа с личным составом, назначение, увольнение, комплектование, кадровый резерв, аттестация, комплектование высших учебных заведений МВД. Второе – воспитательная работа, климат в подразделениях, работа со вдовами и ветеранами. Третье – профессиональная подготовка, стрельба, самбо, тестирование на пригодность сотрудника к несению службы. Четвёртое – инспекция, служебные проверки, выявление нарушения дисциплины и остальное. Огромная ответственность за судьбы людей. Ну и много чего ещё в дополнение к этому.

– Сложно увольнять людей?

– Если сотрудник увольняется по отрицательным мотивам, то для этого нужны очень веские основания: систематические нарушения дисциплины, управление автомобилем в нетрезвом виде, совершение преступления либо ещё что-то в этом роде. Таких жалеть нечего. Совсем другое – принять решение не по негодяю, а по его непосредственному руководителю. Допустим, подчинённый в отпуске нарушил правила дорожного движения и совершил ДТП в нетрезвом состоянии. Сам сотрудник уволен, но пострадали и другие! Строгий выговор начальнику ОВД. Как минимум. А ведь они и воспитывают. И предупреждают. И доводят до личного состава каждый день, как не должны себя вести полицейские…

Ансамбль полковников

– Расскажите немного о семье…

– Жена на полтора года младше. Ухаживал за ней ещё со школы. Встречались три года, пока не согласилась выйти замуж. Сейчас работает в налоговом управлении области. Двое детей. Сыну Владимиру 22 года. Он отслужил в армии, сейчас старшина курса в Белгородском юридическом институте. Доченьке Насте 11 лет, это моя отрада. Танцует и рисует, изучение английского ей легко даётся. В жизни пригодится. А сын больше к спорту тянется. Этим он на меня похож. В следующем году получит высшее образование.

– Какие у вас увлечения?

– Их очень много. Люблю охоту. Она редко бывает, но бывает. Люблю оружие, которое я берегу как зеницу ока. Мосинский кавалерийский карабин образца 1943 года – отличная вещь. Ещё музыку по-прежнему люблю. Есть у меня мечта – организовать ансамбль полковников из своих товарищей-офицеров. Уже есть намётки, есть и кандидаты. Думаю, что получится.

– И что будете играть?

– Живую музыку, которую на электронных инструментах не сыграешь.

– Какие планы по службе?

– Я никогда не ставил для себя таких планов и сейчас не ставлю. Хотел быть майором и старшим участковым. А сейчас… Поэтому загадывать не буду. Просто хочу работать, так как работа моя мне нравится.

– А по жизни?

– Посадить деревья. Построить дом. Ну и деток воспитать и вырастить.

– Спасибо за беседу и удачи!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×