Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 апреля 2015, 18:20
 Владимир Бабич 3594

Очень навязчивый сервис

«Белгородские известия» рассказывают, как сотруднику МВД, жизнь и здоровье которого уже застрахованы на службе, Росгосстрах пытался навязать допуслуги при оформлении ОСАГО

Очень навязчивый сервис Фото Владимира Юрченко
  • Владимир Бабич
  • Статья

Мировой суд Губкина 2 апреля рассмотрел гражданское дело по иску Роспотребнадзора в интересах Евгения Новикова к компании «Росгосстрах» о защите прав потребителя. Суд признал незаконными действия страховой компании по факту навязывания дополнительных услуг – договора страхования от несчастных случаев.

Как с гуся вода

Настойчивым предложением дополнительных услуг при оформлении полисов ОСАГО грешат многие страховые компании. Лидер в этом сомнительном состязании – Росгосстрах. По информации руководителя белгородского управления антимонопольной службы Сергея Петрова, в 2014 году из 105 заявлений на незаконные действия страховых компаний в сфере автострахования его ведомство получило около 80 заявлений на Росгосстрах – о том, что клиентам навязывают дополнительную услугу по страхованию жизни.

Не останавливают пока страховщиков и довольно жёсткие санкции. Так, в прошлом году комиссия Белгородского УФАС совместно с представителями отделения Центрального банка России по Белгородской области признала в действиях Росгосстраха факт нарушения антимонопольного законодательства. Злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке автогражданки, компания навязывала дополнительное добровольное страхование при заключении договора ОСАГО. Были возбуждены дела об административном правонарушении в отношении компании и директора филиала в Белгородской области по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ. ООО «Росгосстрах» оштрафовали на 737,5 тыс. рублей, директора белгородского филиала компании – на 15 тыс. Директор филиала попытался опротестовать решение Белгородского УФАС, направив жалобу в ФАС России. Однако Москва оставила постановление региональных коллег без изменения, а жалобу директора филиала ООО «Росгосстрах» в Белгородской области – без удовлетворения. 30 марта 2015 года штраф был оплачен.

По словам главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе Сергея Черных, подготовившего иск в суд в защиту интересов прав потребителя Евгения Новикова, в Губкине ситуация по данному вопросу примерно такая же, как и в целом по области.

«Обращения потребителей, причём далеко не единичные, о злоупотреблениях по навязыванию дополнительного страхования при заключении договора ОСАГО поступают только в отношении Росгосстраха. В силу того, видимо, что эта страховая компания на нашей территории занимает доминирующее положение. По моим оценкам, больше 80 % автовладельцев обращаются в Росгосстрах».

Вынудили и проиграли

Судебное заседание под председательством мирового судьи Владимира Резникова прошло в отсутствии и ответчика, и потерпевшего.

Суть дела в исковом заявлении изложил Сергей Черных. 26 декабря 2014 года Евгений Новиков обратился в губкинский офис Росгосстраха для заключения договора ОСАГО. Там ему предложили дополнительно застраховаться от несчастных случаев. Новиков от дополнительного договора отказался, отправив в тот же день в Росгосстрах сообщение заказным письмом с уведомлением.

30 декабря он повторно обратился за договором, ему вновь выставили условие: без заключения дополнительного договора полис автострахования ему не выдадут. Так как автогражданка была нужна, Новиков вынужден был подписать и договор страхования от несчастных случаев. Страховая премия по договору составила 1 200 рублей. Сразу после заключения договоров Евгений Новиков направил в Росгосстрах претензию с просьбой расторгнуть договор страхования от несчастных случаев и вернуть деньги. Фирма не посчитала нужным ответить в установленный срок. Тогда Новиков обратился в Роспотребнадзор с просьбой о защите в суде его прав и законных интересов.

Рассмотрев обращение, Роспотребнадзор посчитал права потребителя нарушенными. В законе об обязательном страховании сказано, что владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Но в этом законе нет ни слова о том, что должно проводиться обязательное страхование от несчастных случаев при заключении договора ОСАГО. По сути, приобретение одного товара (работ, услуг) с обязательным приобретением иных товаров. Убытки, нанесённые потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров, возмещаются продавцом (исполнителем).

Росгосстрах на суд вместо представителя прислал письменное возражение. В нём утверждается, что Новиков был заинтересован предложением агента и дал в «добровольной форме» своё согласие на заключение дополнительного договора страхования от несчастных случаев, а требования истца необоснованны и бездоказательны, так как его добрая воля подтверждена личной подписью. Росгосстрах договор в полном объёме и надлежащим образом выполняет, значит, нет оснований для его расторжения и возвращения денежных средств. И точка!

Лишняя страховка

Однако неоспоримым доказательством навязывания договора страхования от несчастных случаев Евгению Новикову стал тот факт, что он является  сотрудником МВД России. И на него в полной мере распространяется действие закона об обязательном страховании жизни и здоровья сотрудников органов МВД. На это Новиков неоднократно указывал агенту Росгосстраха. И на это в суде обратил внимание представитель Роспотребнадзора.

Сергей Черных в прениях ещё раз подтвердил, что действия Росгосстраха в отношении Евгения Новикова незаконны, и попросил суд удовлетворить требование истца в полном объёме.

В итоге мировой суд вынес решение: признать действия ООО «Росгосстрах» по факту навязывания Евгению Новикову дополнительного страхования от несчастных случаев незаконными и подлежащими расторжению. И обязал Росгосстрах выплатить в пользу Новикова убытки в виде страховой премии по данному договору – 1 200 рублей, затраты на судебные расходы – 103,7 рубля, компенсацию морального вреда – 2 500 рублей и штраф 1 850 рублей. Кроме того, с ООО «Росгосстрах» взыскана в доход бюджета Губкинского городского округа госпошлина в размере 700 рублей.

Таким образом, в чисто коммерческом плане Росгосстраху незаконная обязаловка обошлась в небольшие деньги. Не считая ещё одного удара по репутации.

Защити себя сам

По мнению мирового судьи Владимира Резникова, потери эти, судя по всё возрастающему количеству судебных дел данной категории, не особенно волнуют страховые компании. Доходы, полученные в результате «оказания» допуслуг, с лихвой перекрывают судебные издержки. И чтобы исключить соблазн страховщиков в этой сфере, следует, считает судья, либо значительно – в разы – увеличить штрафные санкции за подобные деяния, либо усовершенствовать законодательную базу, не оставляющую ни единой лазейки для страховых компаний в вопросе навязывания дополнительных услуг. А лучше сделать и то, и другое.

Как утверждает главный специалист-эксперт Роспотребнадзора Сергей Черных, при любом раскладе страховая компания не имеет права в соответствии со ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» навязывать дополнительные услуги. Расчёт страховщиков во многом строится на том, что наши люди привыкли откладывать решение вопроса «на последний день». И когда они в последний момент обращаются в страховую компанию за оформлением договора ОСАГО, у них уже не остаётся выбора: либо соглашаться с дополнительной услугой, либо... ходить пешком. Понятно, что практически все выбирают первый вариант. А потом только единицы опротестовывают в суде незаконные действия страховщиков. Что, как мы понимаем, вполне устраивает последних и ещё больше распаляет их коммерческий аппетит.


Полезный совет

Сергей Черных, главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе:

«Потребителю следует заполнить типовую форму бланка заявления на заключение договора ОСАГО, приложить к нему все необходимые документы (страховой полис, паспортные данные, водительские права, ПТС) и направить заказным письмом с уведомлением в адрес страховщика. По закону в течение 30 дней страховщик должен застраховать потребителя. В случае отказа у потребителя будет на руках подтверждение, что он обращался с просьбой заключить договор ОСАГО, а страховая организация не выполнила свои функции. Это будет официальное доказательство, которое позволяет обращаться в суд и на раз выиграть дело с возмещением всех материальных и моральных затрат.

И не следует забывать, что с недавних пор введена норма, в соответствии с которой с жалобами на неправомерные действия страховщиков в отношении заключения договора ОСАГО можно обращаться в Банк России. При наличии документального подтверждения нарушения банк имеет право наложить на должностных лиц штраф – 50 тысяч рублей».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×