Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 декабря 2013, 11:29
 Екатерина Шаронова 1819

Образ вечный божественен и свят

В Белгороде экспонируют масштабную выставку живописи и скульптуры

  • Екатерина Шаронова

Впервые в нашем городе представляют произведения из фондов Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Выставку «В кругу семьи» экспонируют в Белгородском государственном художественном музее. Этот беспрецедентный для Белогорья культурный проект стал возможен благодаря поддержке компании «Металлоинвест».

Создали все условия

За несколько месяцев до 3 декабря (день вернисажа «В кругу семьи») представители ГМИИ имени А.С. Пушкина посетили белгородский музей. Оценили выставочное пространство, систему климатического контроля, условия освещения, охраны… Определили, какие арт-объекты войдут в экспозицию, их количество. Придумали дизайнерское и архитектурно-художественное решение «В кругу семьи». Начался процесс подготовки проекта. Даже стены перекрасили – в нейтральный светло-коричневый.

«Это цвет стен экспозиционных залов в Японии. Недавно специалисты ГМИИ имени А.С. Пушкина делали там выставку и оценили его. Предложили реализовать у нас. Удачное решение, поскольку собрало выставочное пространство – минимизировало всевозможные дробные элементы в интерьере зала и позволило зрителю лучше сосредоточиться на экспонатах», –объясняет заместитель директора по научно-исследовательской и выставочной работе БГХМ Наталья Свиридова.

Столь масштабная экспозиция и те предварительные работы, которые ей предшествовали, были бы невозможны без помощи меценатов – компании «Металлоинвест» (только стоимость страховки составила около трёх миллионов рублей).

« У каждого крупного музея есть мечта: показать свои собрания на выставочных площадках нашей страны. Но Министерство культуры России не в состоянии финансировать подобные выставки массово. И сотрудничество с Алишером Усмановым (основатель холдинга «Металлоинвест» – Е.Ш.) для нас невероятно важно. «В кругу семьи» – не первый наш совместный проект», –рассказывает заместитель директора по научной работе ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирина Баканова.

Тема главенствует

Разные эпохи – от позднего Ренессанса до наших дней (XVI-XX века). Разные художественные направления – европейская реалистическая и Болонская школа, неоклассицизм (Помпео Джироламо Батони), «малые голландцы» (Габриэл Метсю, Ян Хавикс Стен), символизм («певец материнства» Эжен Каррьер), авангардные течения (Владимир Вейсберг, Александр Тышлер)...

Разные интерпретации образа семьи, зависящие от исторических реалий, доминирующей философии времени. Разные страны пребывания авторов произведений – Франция, Англия, Германия, Италия, Голландия, Бельгия, Фландрия, Финляндия, Польша, США, Россия. Разные жанры – портрет, сюжетно-тематическая картина, бытовой жанр… Разные скульптурные формы – бронзовые плакетки – небольшие барельефные композиции, самостоятельные скульптурные группы, рельефы.
При всём многообразии, при всех различиях пятьдесят мастеров и их произведения объединяет вечная тема искусства – тема семьи, которая обязательно увлечёт, восхитит, затронет каждого из посетителей выставки.

Образ разнится

Любопытно проследить, как образ семьи менялся от века к веку, как каждый из авторов по-своему интерпретировал его и как через него можно составить представление о времени и территории, его породивших. Вспомните историю каждой из стран – её традиции, общественные нормы, культуру повседневности. Сопоставьте, скажем, вещную среду на картинах голландских художников и французских, вы увидите, что они будут различаться. Всмотритесь, во что одеты люди на картинах, какие пейзажи их окружают, чем они заняты, попытайтесь понять, что за отношения их связывают… – снимая слой за слоем, вы откроете для себя целый мир и приблизитесь к понимаю представленных памятников искусства. Во многом вам помогут аннотации – создан подробный этикетаж «В кругу семьи».

К примеру, картина «Прощание с кормилицей» (1777) французского жанриста Этьена Обри (1745-1781). Для его времени типичной была ситуация, когда в состоятельных семьях матери не вскармливали своей грудью своих младенцев, а отдавали их кормилицам. В центр произведения художник поместил три лица – кормилицы, ребёнка и его матери. Основной конфликт: нас заставляют прочувствовать трагедию двух существ, ставших друг другу родными – насколько сложно ребёнку уходить к тем родителям, которые не имеют с ним никаких эмоциональных связей. Мы видим горе на их лицах и безразличное лицо матери. Здесь Обри поддерживает и идею Руссо – человек может быть благополучен, только если его вскормит родная мать…

Вечный сюжет

Между тем, Обри по-своему осмысливает известный евангельский сюжет «Бегство в Египет», придавая ему противоположное смысловое звучание. К этому сюжету обращены и неизвестные французский живописец и немецкий скульптор в своих одноимённых произведениях, и болонский мастер Джован Джозеффо Даль Соле (1654-1719) в своей «Святое Семейство под пальмой (Отдых на пути в Египет)».

Именно с изображения библейских сюжетов и воплощения темы Святого Семейства началась складываться композиционная традиция темы семьи в изобразительном искусстве. В выставочном зале вы увидите картину «Святое Семейство» Помпео Джироламо Батони (1708-1787). Это одна из его вариаций на эту тему (а одна из самых известных версий находится в собраниях Эрмитажа – Е.Ш.).

«Трактовка этой темы восходит к образам искусства итальянского Возрождения, воплощая в себе вечные идеалы: материнскую любовь, отеческую заботу, святость семейных уз. Младенец Иисус является смысловым центром, объектом поклонения. Мария с нежностью держит Его, к нему обращён внимательный взгляд Иосифа, – объясняет автор концепции «В кругу семьи» – старший научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина, искусствовед Анна Сулимова.

Со «Святым Семейством» Батони соседствует «Материнство» французской художницы Маргерит Жерар (1761-1837). Мы видим тот же сюжет, но уже в светской интерпретации. На одной горизонтали с ними – работа «Наследник будущего» (1944) американского художника русского происхождения Антона Рефрежье (1905-1979). Здесь использованы те же приёмы создания композиции: мать с трепетом прижимает дитя, отец с тревогой смотрит вдаль. Его задача защитить семью.

«Нитью библейские сюжеты и тема Святого Семейства проходит через все поколения художников. И при своей разности их полотна указывают нам на одно и то же – на святость семейных отношений», – считает Наталья Свиридова.

Русские авангардисты

«Мы не старались показать художников, которые ломали традицию, но вместе с тем и не избегали их. Они расширяют тему семьи, открывая её совершенно по-другому», – комментирует Ирина Баканова выбор для экспозиции произведений художников-авангардистов.

Скажем, «Материнство» Александра Тышлера (1898-1980) – советского творца, который выбивался из всех стилей и направлений. Или «Материнство – «Миру мир» Надежды Леже (Ходасевич).

Художница русской эмиграции создала портрет подруги – деятеля французского и международного коммунистического движения Жаннет Вермерш-Торез и её сыновей. Яркий колорит, близость плакату – работа выполнена в примитивистской манере и заметно выделяется из других экспонатов «В кругу семьи». Кроме того, на обороте холста два посвящения – ушедшему из жизни мужу и учителю Фернану Леже (крупный мастер французского кубизма) и Леониду Ильичу Брежневу.

А как только вы войдёте в зал – увидите картину Владимира Вейсберга (1924-1985). Известный отечественный «художник-шестидесятник» в весьма особой манере (живописная система «белое на белом» – Е.Ш.) изобразил своих родных: на двойном портрете «Семья Щегловых» (1958) – первая жена и её отец. Они существуют практически без вещного мира – без той предметной среды, в которой нуждались художники предыдущих столетий. Только две фигуры – мужчина и женщина как основополагающие всего живого на земле. Это обращает нас к первомужчине и первоженщине – Адаму и Еве, к совсем иной философии: человек – мера всего, а другая мера – взаимоотношения между мужчиной и женщиной, которые обретают друг друга.

«В кругу семьи» продлится до 2 февраля.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×