Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 ноября 2014, 09:50
 Ирина Маликова 1797

Обгоняя время

Патриарх белгородской журналистики Ким Степанович Зенин отмечает 85-летие

Обгоняя время Ким Степанович Зенин у храма в Прохоровке. Фото из личного архива Кима Степановича Зенина
  • Ирина Маликова

Каждый человек пишет свою «книгу жизни». У кого-то событий и сюжетных линий хватает на короткую повесть, а кому-то и романа мало. А есть личности, чей жизненный путь отражает судьбу Родины, их «книга жизни» – эпопея родного края.

За свою жизнь Ким Степанович Зенин написал немало материалов об интересных людях и значимых событиях, происходящих в жизни области. Он всегда был в гуще событий и на шаг впереди.

Как Ким ты был, так Ким остался…

А вот книгу о себе Ким Степанович не написал, хотя некоторые его воспоминания сохранились на страницах белгородских газет в виде очерков и зарисовок о людях и о себе. Накануне юбилея, приходится он на 21 ноября, мы встретились с виновником торжества. Листая вместе фотоальбомы, просматривая документы и вырезки из газет, Ким Степанович вспоминал самые яркие страницы своей биографии.

«Зачем же вы назвали сына таким именем? – запричитала бабушка Кима, взяв на руки новорождённого внука, второго сына своей дочери Ольги. – А вдруг власть сменится, а он так и останется «коммунистическим интернационалом молодёжи», как жить-то будет дальше?» – Расстраивалась она, выговаривая дочери, что та назвала ребёнка не по святцам.

Комсомолка и активистка Ольга Зенина, назвавшая так сына, родившегося в день образования коммунистического интернационала молодёжи, успокоила мать: «Власть не сменится, а если потребуется, добавим букву «А», и будет он у нас Аким».

Но Акимом стать не пришлось. Зато спустя годы в семье Зениных появился ещё один Ким. В честь дедушки назвала своего сына дочь Тамара.

«Это мой внук, –с гордостью представил Ким Степанович Кима-младшего. – У нас трое внуков, все хорошие ребята, вот только неженатые пока. А хочется ещё и правнуков увидеть», – признался он.

Медовый месяц длиною в жизнь

Фамилия Зениных хорошо известна в Прохоровском и Ивнянском районах, с этими местами многое связано в судьбе юбиляра. Оттуда корни его предков и родителей. Ольга и Степан Зенины поженились в конце двадцатых годов прошлого столетия. В 1927 году у них родился сын Василий, через два года – Ким, а в 1936 году – дочь Светлана.

Родители Кима были партийно-хозяйственными работниками, а потому семья постоянно переезжала с места на место по всей области, куда партия пошлёт: Ивня, Прохоровка, Верхопенье, Белгород, Гостищево. Когда Зенины переехали в Гостищево, мальчишкам пришлось «прописываться» в новой школе. Всем новичкам в школе устраивали испытание дракой. Сообразительный Ким не хотел конфликта и предложил брату разыграть театрализованную драку: «Напади на меня и поколоти, но не сильно, а потом я тебя». Так братья сразу стали своими в школе. С братом Василием Ким близок с детства. В молодости Ким даже невесту присмотрел для Василия, когда тот из армии вернулся. В начале пятидесятых годов Ким работал в Прохоровском райкоме комсомола, сначала возглавлял отдел, а потом дорос до секретаря райкома ВЛКСМ.

В Прохоровскую библиотеку распределилась после техникума симпатичная девушка Рая. Ким хотел познакомить с ней брата, но так вышло, что сам влюбился в девушку, а она в него. С той поры прошло уже 64 года, как Ким Степанович и Раиса Никитична живут вместе. В 2009 году супруги Зенины стали победителями в городском конкурсе «Медовый месяц длиною в жизнь». Супруги признаются, что прожили счастливую жизнь, которую построили на любви и взаимном уважении друг к другу, и детей – дочерей Ларису и Тамару – они воспитали уважительными и заботливыми.

Была война

Говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Так случилось, что самые большие жизненные испытания выпали на начало жизни Кима Степановича. Великая Отечественная война, эвакуация в Поволжье, голод, гибель отца в декабре 1941 года, потом непростое послевоенное время, когда мальчишкам пришлось с лихвой хлебнуть трудностей, познать горькую долю подранков войны. Коснулись семьи Зениных и репрессии. В 1937 году их отца, Степана Антоновича, чуть не расстреляли. Ким помнит те страшные дни и ночи, когда отца, занимавшего в то время руководящую должность в партийных органах, исключили из партии. Все понимали, что это значило, когда человека заставляли выложить на стол партбилет. Он каждую ночь ждал ареста. И за ним пришли. Но в то время как раз вышло опубликованное в газете «Правда» постановление ЦК партии о перегибах. И Степана Антоновича, как и других задержанных из-за мифических провинностей, отпустили.

Когда началась война, Киму было 12 лет. Отец ушёл на фронт в первые дни войны, мама получила от него всего шесть писем, которые сейчас хранятся в Прохоровском районном музее. Фашисты были на подступах к Белгороду, в экстренном порядке эвакуировали семьи партийно-хозяйственных руководителей в Поволжье, в посёлок под городом Энгельсом. Вещи уложили в один большой сундук, который в дороге служил семье кроватью: на сундуке спали все по очереди.

Всю жизнь, как бесценную реликвию о том времени, хранит Ким Степанович в памяти незатейливую песню, которую пели молодые бойцы, ехавшие на фронт в эшелоне, стоявшем рядом с их поездом. В песне были такие слова: «Наложи мне, сестричка, повязку на душевные раны мои…». Пели бойцы так проникновенно, что песня запала в самое сердце мальчика. Этот эшелон разбомбили немцы, и почти все бойцы погибли. Спустя годы, вспоминая ту встречу, Ким часто пел эту песню в кругу семьи в память о погибших молодых бойцах.

В Поволжье они разместились в домах, где жили немцы, чьи предки обживали эти земли ещё со времён Екатерины II. С территории Поволжья немцы были сосланы в Казахстан в 24 часа. Ким Степанович вспоминает, что они заселились в добротный саманный дом, где после хозяев остались все вещи, даже плита была ещё тёплая. По дорогам бродила голодная скотина. Ольга Леонидовна Зенина была назначена парторгом колхоза. Определили на работу и 12-летнего Кима, назначив его объездчиком.

«Нужно было объезжать хозяйство и отпугивать несунов, таскавших урожай. Помню, увидел девчат, собирающих горох. Я им грозно как мог крикнул: «Не имеете права рвать горох». А они стянули меня с лошади и напихали гороха в штаны. Униженный, я вернулся домой и больше объездчиком не работал», – вспоминает Ким Степанович.

В школе Ким учился хорошо, но прилежным поведением не отличался, была однажды хулиганская выходка, чуть не стоившая его матери партбилета, хорошо, что обошлось. Когда в 1943 году Белгородчину освободили, семья вернулась в Прохоровку. Страшное зрелище предстало перед их глазами. Под Прохоровкой было нагромождение перевёрнутых танков, таран на таране. Ни один памятник не способен передать это жуткое зрелище, сохранившееся в памяти местных жителей. В Прохоровке Зениным выделили маленькую комнатку. Жили очень бедно. Мальчики пошли в школу. Одеты они были плохо и, стесняясь этого, Ким дерзил одноклассникам, прикрывая свои обиды. Мудрая учительница литературы поняла, почему он так себя ведёт, и дала ему ответственное поручение – подготовить доклад к празднику Советской армии. Кима словно подменили, он так увлёкся темой, проштудировал кипу газет и сделал такой доклад, что отношение ребят к нему сразу изменилось.

Комсомольский вожак

Из хулигана он превратился в общественника. Вскоре его избрали секретарём комитета комсомола школы. После школы Ким поступил во Всесоюзный заочный юридический институт, и его направили на работу в райком комсомола. Работая секретарём райкома комсомола, он писал заметки в областную газету. В 1951 году Киму Зенину предложили должность ответственного секретаря прохоровской районной газеты «Сталинец», а уже через полгода он сам возглавил газету. При Киме Степановиче газета перешла на четырёхполосный формат. Вспоминая годы редакторства, Ким Зенин отмечает, насколько авторитетным было в то время районное издание и, шутя, говорит:

«Газетой можно было и муху прихлопнуть, и большого начальника».

У издания была большая сеть селькоров. Люди обращались в газету, доверяя печатному слову. Под псевдонимом Павел Хмурый редактор публиковал критические материалы, которые часто становились поводом для разбирательств на бюро райкома партии. Авторитет редактора, который не боится писать о недостатках, был высок. И однажды сыграл в его судьбе неожиданную роль.

Председатель

Ким Зенин участвовал в отчётно-выборном собрании коллектива отстающего колхоза им. Ленина (село Радьковка). Переизбирали председателя колхоза, развалившего хозяйство и сильно пьющего. В конце собрания выступил и Ким Степанович, объясняя людям, что надо менять подходы в работе и выбрать принципиального руководителя. И вдруг предложение с места: «Давай, руководи, мы тебе доверяем». Тогда он ответил людям, что, дескать, сюда приехал не с биржи труда на работу устраиваться, он – редактор газеты, член бюро райкома партии. И не ему решать, где трудиться. А люди настаивают на своём: «Устали жить, как раньше, давай руководи по-новому. Надо будет, мы до обкома партии дойдём». И стал Ким Зенин в 32 года председателем колхоза. Он и впрямь руководил по-новому. Сам работал и другим спуску не давал, нещадно боролся с несунами. Однажды чуть жизни не лишился, столкнувшись с таким на дороге. Ехал он на колхозной машине по делам, вдруг видит, кто-то из колхозного сада яблоню выкопал и домой торопится. Остановился Ким Степанович и пытался пристыдить мужика, а тот уже лопатой на него замахнулся, хорошо, водитель подоспел сзади. А колхоз им. Ленина он через пять лет вывел в передовики, хозяйство стало лучшим в районе по всем показателям. Перспективного руководителя направили на учёбу в Ростов, в Высшую партийную школу.

Прогрессивный цензор

В 1966 году, окончив с отличием ВПШ, он вернулся в Белгород, где был назначен начальником областного управления по охране государственных тайн в печати при Белгородском облисполкоме. На этом поприще Ким Степанович проработал больше четверти века. Редакторы газет и журналисты оценивали его как прогрессивного, гибкого куратора, который и государственные интересы соблюдал, и творческую индивидуальность сохранял. Ким Степанович всегда помогал коллегам, поддерживал талантливых журналистов. При этом он и сам всегда оставался газетчиком, его материалы на социально-экономические темы печатались в областной газете «Белгородская правда». В 1957 году Ким Степанович стал одним из создателей областной организации Союза журналистов СССР. В дальнейшем занимал в этой организации должность заместителя председателя организации на штатной основе. Сейчас он председатель областного совета ветеранов журналистики на общественных началах. До сих пор руководители районных газет нуждаются в его советах, а редакторы, ушедшие на пенсию, дружат с ним долгие годы. Ким Степанович с удовольствием вспоминает то время, когда при областной организации Союза журналистов действовали различные творческие объединения, проводились балы прессы, экологические акции «Живи, родник, живи».

Вклад Кима Степановича Зенина в региональную журналистику отмечен благодарностями и наградами. Он имеет знак Союза журналистов России «За заслуги перед прессой», отмечен пятью благодарностями организации и награждён медалью «За заслуги перед Землёй Белгородской».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×