• 63,87 ↓
  • 68,69 ↑
  • 2,45 ↑
22 января 2015 г. 15:57:52

Белгородцев знакомят с творчеством одного из самых оригинальных и загадочных авангардистов современности

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
О дивный чёрно-белый мир
Фото Вадима Заблоцкого

Пока в Третьяковке экспонируют произведения из коллекции Георгия Костаки, легендарного советского собирателя авангарда и художников альтернативного искусства, в белгородском выставочном зале «Родина» представляют графику его фаворита Олега Кудряшова.

Отверженный и признанный

То, что тоталитарный режим отвергал как «дегенеративное искусство», «хлам», дискредитируя его авторов, Костаки скрупулёзно собирал, став впоследствии обладателем одной из самых ценных коллекций русского авангарда. Во многом благодаря именно его личности это искусство известно миру. Костаки – один из главных героев художественного пространства Москвы 1960–70-х – высоко оценивал работы Олега Кудряшова, усматривая корни его стилистической манеры в великом русском авангарде начала XX века: Малевиче, Кандинском, Татлине, Лисицком…

Всё художественное образование Кудряшова – изостудия районного Дворца пионеров и Детская художественная школа имени И. Э. Грабаря (Москва). Да три года на курсах мультипликаторов при «Союзмультфильме». Между тем он превратился в серьёзного и самого оригинального из московских «нефигуративных» графиков своего времени. Времени, когда на фоне коренных общественных трансформаций соцреализм отходил прошлому, уступая дорогу поиску новых форм.

Фото Вадима Заблоцкого

Однако затянувшийся период неприятия и нищеты – 14 лет скитаний по издательствам – толкает Кудряшова на эмиграцию. И раздав часть своих работ (взять их с собой ему не разрешили), художник сжигает тысячи других, сравнивая этот акт с самоубийством. Наконец в поисках творческой свободы он отправляется в Англию (в 1974-м). И там обретает мировую известность. Но спустя 24 года возвращается в Россию.

Гротесковые картины ментальности

Для своих собраний работы Олега Кудряшова приобрели Третьяковка, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина и Государственный центр современного искусства в Москве, музеи Тейт и Виктории и Альберта в Лондоне, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Дрезденская национальная галерея… Многие частные коллекционеры. Один из них – известный нам Владимир Беликов, который предоставил для белгородской экспозиции 15 произведений.

Выставку «Олег Кудряшов. Графика» открыли одновременно с художественным проектом «Взгляд с высоты птичьего полёта». И так получилось, что она затерялась в недрах Зелёной комнаты «Родины». Тем не менее мы получили возможность увидеть его гротесковые офорты и линогравюры – картины ментальности нашего общества. Их композиции рождают устойчивые ассоциации с литературой Булгакова, Зощенко… А их жёсткость, аскетизм – с Замятиным (даже названия отправляют к автору «Мы»: композиция «Доска № 2298», «…№ 2288», «…№ 2292» и др.). В ритме только на первый взгляд беспорядочных «зигзагов и загогулин» возникают пространства городов с их улочками и обитателями, всё больше маргиналами. Все элементы родом из биографии художника, всё – из его воспоминаний. И, если вас заинтересует личность и творчество этого удивительного автора, посмотрите фильм о нём – режиссёр Елена Борисова сняла документальный кинопортрет «Олег. Биография художника Олега Кудряшова, рассказанная им самим». Многое прояснится.

Немаленькие трагедии Кудряшова разворачиваются на небольших, а то и вовсе миниатюрных листах. Любопытен сам его метод. Художник работает без подготовительного рисунка. Для создания своих офортов не использует химические вещества, работая только иглой или кистью.

Игорь Голомшток, советский и английский историк мирового искусства, так описывает этот процесс:

«Он (Кудряшов) резал по цинковой доске, оставляя металлическую стружку, впечатывал её в офорт, а потом раскрашивал бумагу акварелью. Вкрапленная  цинковая стружка сообщала листу какое-то серебристое сияние, что в сочетании с мягкими наплывами краски придавало офорту удивительное изящество».

Упомянутая акварель расцвечивала графику Кудряшова, но всё же его дивный мир преимущественно чёрно-белый.

Выставку завершат 15 февраля.


для комментариев используется HyperComments