• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
2 октября 2014 г. 11:26:11

Желание помочь трудным детям привело учительницу начальных классов в новую профессию

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Нравится делать добро
Фото Владимира Юрченко

Социальный педагог лицея № 38 Белгорода сегодня отмечает свой профессиональный праздник.

«Ребята, есть такая служба при нашем лицее – социально-психологическая. Возникли какие-то сложности в семье, учёбе, с друзьями? Пожалуйста, приходите. Мы вам обязательно поможем!» – уже 13 лет подряд новый учебный год у Лилии Пошегоревой начинается с обхода школьников. 

Что за профессия такая?

– Сказали бы мне лет 20 назад, что буду работать социальным педагогом, не поверила бы, спросила: а что это за профессия такая? – вспоминает Лилия Пошегорева. – Мечтала работать с детишками начальных классов. Наверное, потому что мама работала воспитателем в детском саду. Вот и поступила на учителя начальных классов. Молоденькая тогда я была, боялась со старшеклассниками работать.

Получилось, как задумала: окончила в 1991-м Белгородский педагогический институт имени М.С. Ольминского, устроилась по специальности на работу в 43-ю белгородскую школу. Проработав четыре года, ушла в декретный отпуск. Хотела вернуться после него в школу, но в планы вмешалась болезнь ребёнка. Любящей матери пришлось на время распрощаться с работой. Как только всё наладилось, отправилась на очередной поиск. Но не тут-то было: после перерыва, да ещё и 90-е годы на дворе – по специальности ничего не нашла.

– Пойдёшь социальным педагогом? – предложили тогда.

– Пойду, – уверенно ответила, но тут же подумала: «Что это за профессия? Я же ничего не знаю? Что я делать буду?».

Азам профессии пришлось учиться на месте. Благо, коллеги помогали: тогдашний директор Григорий Войтенко, завуч Анатолий Островский и молоденький социальный педагог Татьяна Старченко.

– Татьяна педагог квалифицированный. Я у неё училась, как вести себя с детьми, разговаривать с ними.

Педагогический опыт был, потому схватывала всё на лету. Научилась с подростками находить общий язык, с семьями работать. Так она и стала в лицейской социально-психологической службе своим человеком.

Достучаться до ребёнка

– Работа социального педагога очень разноплановая. Это и общение с трудными детьми, неблагополучными семьями, с теми, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья… У каждого свои проблемы, и каждому хочется помочь. Где-то обходимся своими силами, где-то приходится прибегать к помощи других ведомств, – рассказывает Лилия Пошегорева.

Но, как отмечает специалист, это редкие случаи. Отчасти причина тому - работа самого образовательного учреждения: обучается здесь немало талантливых ребят, а на базе лицея создан центр для одарённых детей. По статистике правонарушений среди школьников они всегда в хвосте списка, а большая часть работы соцпедагога направлена на профилактику.

– Это, конечно, плюс, ведь дети стремятся учиться и с первого класса нацелены на хорошую учёбу. Но от проблем никто не застрахован, – отмечает Лилия Пошегорева.

Вспоминает случаи из своей практики. Были, правда, они в самом начале профессионального пути. Помнится, у одной из школьниц начали выпивать родители. Дело шло к лишению их родительских прав. А тут ещё «чёрные риелторы» подоспели, хотели квартирой выпивающих родителей обзавестись. Подняли все службы: девочка в семье осталась, и за жилплощадью перестали охотиться. А у другой школьницы родители погибли. Осталась она с бабушкой. Оставшись без самых близких людей, девочка не хотела учиться. Чтобы помочь ей, Лилия Анатольевна придумала хитрость: каждый день она заходила к ней домой и они вместе шли в школу, по пути разговаривая, как подружки. Так она не дала девочке замкнуться в себе.

– Главное – достучаться до ребёнка. С первого раза не всегда получится, поэтому нужно повторять ещё и ещё, пока ситуация не сдвинется с места, – говорит Лилия Пошегорева. – Зато как приятно встретить через несколько лет повзрослевших девчонку или мальчишку, которым ты помог. Многие не просто здороваются, но и останавливаются, рассказывают, как устроились в жизни, и благодарят, что когда-то в школе ты помог разрешить им трудности.

Чтобы не было синдрома

Ей нравится делать добро и помогать детям. К каждому ребёнку относится по-матерински: с любовью, добротой, пониманием, уважением.

– Дети чувствуют, как ты к ним относишься. С душой – открываются тебе, а равнодушно –диалога не будет, – отмечает соцпедагог.

Признаётся, что работа сложная, очень эмоциональная. Отстраниться от чужих проблем здесь не получится. И возникает синдром эмоционального выгорания.

– Это когда ты чувствуешь себя опустошённой, – поясняет Лилия Анатольевна. – Но психологи разработали специальные тренинги, которым мы следуем. А самое лучшее лекарство – семья и летом – отпуск. Так что в новый учебный год – всегда с новыми силами.


для комментариев используется HyperComments