Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 января 2016, 09:26
 Тамара Акиньшина 1285

Новогодняя чета

Почему у белгородских Деда Мороза и Снегурочки шубы светятся и сияют

Новогодняя чета Олег и Евгения Смеховы. Фото Вадима Заблоцкого
  • Тамара Акиньшина

Исполнители ролей Деда Мороза и Снегурочки рассказали «Белгородским известиям» о том, как создавались их костюмы и каково это – каждый год перевоплощаться в новогодних волшебников.

Механика чуда

На крыльце белгородского Дома офицеров нас встречает высокий парень.

«Здравствуйте, я Олег. Дед Мороз, – запросто представляется он. И добавляет: – Снегурочки ещё нет, но скоро будет. В пробке застряла».

«Дедушке» навскидку – лет 25 (на самом деле чуть больше, но всё равно до седой бороды ещё очень далеко). В своей обычной, неволшебной жизни Олег Смехнов совмещает должности культорганизатора и звукооператора белгородского Дома офицеров. Его жена, Евгения (та самая опаздывающая Снегурочка) работает здесь же хормейстером.

Ребята смеются, что их, как в песне, связала музыка: вокалисту без звуковика никуда. И как-то само собой получилось, что супружеский тандем подкрепился творческим: уже два года подряд на новогодние праздники Смехновы перевоплощаются в главных новогодних волшебников. И второй год легко обходят соперников в «профессиональном» конкурсе – городском параде Дедов Морозов. В прошлом году жюри назвало команду Дома офицеров  лучшей творческой группой, а в нынешнем они стали победителями смотра-парада основных персонажей.

«Нас в костюмах не узнают не только дети, которые занимаются в Доме офицеров, но и родные племянники! – хвастается Снегурочка Евгения. Она считает, что, если вживёшься в роль – попутные новогодние чудеса происходят как бы сами собой. Например, во время одного из утренников детишек привели в восторг морозные следы, которые оставлял за собой идущий по сцене Дед Мороз в исполнении Олега. А это был всего лишь тальк с обуви танцевального коллектива, который выступал до выхода новогоднего Дедушки. Чудо родилось спонтанно – из разницы в освещении».

Интересно, а самим актёрам не надоедает раз за разом, утренник за утренником играть одну и ту же роль?

«Роль-то одна, но зрители разные. Поэтому играем мы всегда по-разному», – отвечает Евгения. Её муж согласно кивает головой.

От Лисички до Снегурочки

С Олегом и Евгенией мы беседуем в пустом зрительном зале Дома офицеров. Ребята гармонично дополняют друг друга: не внешне, но в словах, жестах. У Евгении – добрые глаза и русые волосы ниже пояса. О своём богатом актёрском (доснегурочковом) прошлом она рассказывает с юмором: творческим работникам культуры кого только ни приходится играть – и куколок, и разных зверюшек. Началось же у неё всё как у всех девочек: с ролей принцессы и снежинки на детсадовских утренниках.

«Раньше мамы демонстрировали чудеса хендмейда: шили оригинально и интересно, с душой. А сейчас всё просто: пошёл и купил в магазине любой новогодний костюм», – с сожалением говорит Евгения («…и выбросил после праздника без жалости», – добавляет Олег).

В своё время будущая Снегурочка отучилась в музыкальной школе, ходила в детский музыкальный театр школы искусств. Там ей в основном доставались роли отрицательных персонажей типа Вредины или Лисички:

– Они харАктерные, играть сложнее, но у меня получалось.

– А я в детском саду и зайчиком был, и медвежонком, и ёжиком, – смеясь, вклинивается в разговор Олег.

Шутки шутками, а дедморозовский стаж у него солидный: впервые эту роль он примерил на себя в 2008 году. Понравилось. А тут и Снегурочка нашлась. Хотя в случае Смехновых счастье обретения друг друга оказалось взаимно-обоюдным.

Готовь шубу летом

Одно дело – вжиться в образ. И совсем другое – сделать его таким, чтобы дети поверили, что перед ними настоящие Дедушка Мороз и Снегурочка. Тут одного актёрского таланта недостаточно – нужны соответствующие костюмы.

«Каждый год мы стараемся порадовать зрителей чем-то новым, удивить. Наших Деда Мороза со Снегурочкой мы хотели сделать стильными и современными, но одновременно и традиционными», – поясняет директор Дома офицеров Валентина Лахнова.

Полёт фантазии при разработке эскизов костюмов был коллективным. Кто-то подкинул идею одной детали, кто-то – другой. А воплощали их в жизнь мастерицы известного городского ателье, обшивающего большинство белгородских творческих коллективов. Причём, хотя пошив новогодних костюмов был заказан чуть ли не за полгода до праздника, главную изюминку дедморозовой шубы – её иллюминацию светодиодами – доделывали перед самым парадом и привезли наряд из ателье за три часа до выступления.

«У нас единственных в городе был такой светящийся костюм Деда Мороза. По спецзаказу в его ткань в ателье вшили светодиодные провода чуть толще волоса. В таком наряде двигаться надо осторожно. Не так, как в обычном», – рассказывает Олег.

Кстати, волшебная кнопка, зажигающая огоньки, находится в варежке Деда Мороза.

Костюм же Снегурочки получился сияющим – он из ткани, сплошь затканной серебряными пайетками. На прошлогоднем параде Евгения в нём замёрзла, поэтому нынешний наряд дополнили белой шубкой-поддёвой из искусственного меха. В следующем году одеяние Снегурочки станет ещё интереснее, но детали переделки решили не раскрывать – сюрпризом будет.

Подобрать обувь для персонажей тоже было нелегко: Евгения обегала весь город в поисках подходящих Снегурочке белоснежных сапожек. А сапог для Деда Мороза («непременно кожаных, кирзовые не подходят») так и не нашлось: своё слово сказал редкий – 47-й – размер ноги Олега. Пришлось соглашаться на валенки. Их красиво расшили тканью под цвет шубы.

В итоге оба костюма получились как на выставку. Точнее, без «как» – и на парад.

Назад – в Новый год!

Мы попросили ребят ещё раз – специально для нас – войти в образ новогодних волшебников.

В костюмерной застучали вешалки, зашуршала одежда. Откуда-то из недр здания явился фигурный посох. Чудо перевоплощения свершилось!  Вместо Олега и Евгении из гардеробной вышли Дед Мороз и Снегурочка. Он – солидный, с длинной белой окладистой бородой и загримированными под седину бровями. В боярской шубе со стоячим воротником и разрезанными от локтей рукавами, в расшитых валенках. Она – лёгкая и подвижная, с пушистыми чёрными ресницами и толстой косой, перекинутой на одно плечо. В серебряной шубке-накидке, отороченной лебяжьим пухом, в белоснежных сапожках до колена. И вот…

Ярко светило зимнее солнце. По аллее заснеженного сквера медленно шли главные новогодние волшебники. Улыбались и махали руками прохожим: до следующего Нового года!



 Справка «Белгородских известий». День Деда Мороза и Снегурки (30 января) – это древний языческий праздник. В эти дни обычно рассказывают сказки и легенды о Деде Морозе и Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти бога любви Леля полюбила человека и потому с приходом весны не стала улетать на север. Но, как только яркий луч солнца прорезает утренний туман и падает на Снегурочку, она тает. В этот день славяне почитали противника Перуна – Мороза – ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз – зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) – весенняя.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×