• 59,65 ↓
  • 70,00 ↓
  • 2,33 ↓
27 февраля 2017 г. 15:05:56

VI Международный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» открылся «Классикой на грани»

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Нино и музыка. Первый день BelgorodMusicFest 2017
Нино Катамадзе. Фото Владимира Юрченко

Российские и белгородские премьеры, шуточное перевоплощение Тимура Халиуллина в офисного клерка, новые «Бременские музыканты» и лавина музыки Нино Катамадзе – всё, чем запомнился концерт-открытие BelgorodMusicFest 2017, в обзоре «БелПрессы».

Музыка земная и небесная

Музыка приветствия шестого струлёвского фестиваля, Memorial англичанина Майкла Наймана, – российская премьера. Мелодию из известной и неоднозначной картины Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и его любовник» исполнил симфонический оркестр (дирижёр – Дмитрий Филатов) с камерным хором филармонии (главный дирижёр – Елена Алексеева). Солировал лауреат премии народного артиста СССР Бориса Покровского, приглашённый артист Большого театра России, театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова, Новосибирского театра оперы и балета Владимир Магомадов (контртенор). Специально для премьеры в Белгороде сольную партию колоратурного сопрано переложили на самый высокий из мужских оперных голосов.

Как дань памяти дирижёру Валерию Халилову и артистам ансамбля песни и пляски им. А. Александрова, погибшим в авиакатастрофе в Сочи, прозвучала «Небесная колыбельная» в исполнении симфонического оркестра, хора и Борислава Струлёва. Сочинение митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна аранжировал Сергей Дрезнин.

Ещё одна премьера, теперь уже белгородская. В 1966 году эстонский композитор Арво Пярт специально для Мстислава Ростроповича написал концерт для виолончели с оркестром Pro et Contra. В филармонии прозвучала третья, финальная часть концерта. Кажется, что это и есть «Классика на грани».

Соло для офисного клерка

Дирижёр и аранжировщик Лерой Андерсон однажды решил похулиганить и написал «Пьесу для пишущей машинки с оркестром». Превратиться в офисного планктона Борислав Струлёв предложил органисту филармонии Тимуру Халиуллину.

«Мой выход шутливый, и я с удовольствием участвую в концерте в качестве исполнителя на пишущей машинке. Это классическая квадратная правильная музыка, но очень весёлая, где в качестве ударного инструмента – машинка. С одной стороны, номер – шутка, с другой – напоминание, что у нас большой органный концерт («Ночь в органном зале» – прим. ред.) прозвучит на фестивале 2 марта», – рассказал музыкант перед выступлением.

Итак, представьте картину. Из‑за кулис начальник Борислав Струлёв торопит своего секретаря Тимура Халиуллина: воображаемые партнёры давно ждут факс. Халиуллин садится за пишущую машинку и вместе с симфоническим оркестром разыгрывает трёхминутную пьесу. Зрители в восторге.

По следам «Бременских музыкантов»

Так называлось продолжение любимого мультфильма советской и постсоветской детворы. Спустя почти 50 лет после премьеры «Бременских музыкантов» (в широкий прокат мультфильм с музыкой Геннадия Гладкова вышел в 1969-м) по их следам отправились белгородские музыканты.

Мелодии мультфильма разошлись на цитаты, и каждый с лёгкостью подхватит и про «небо голубое», и про «бяк-бук», и про тяготы жизни королевской стражи и, конечно, романтическую балладу Трубадура. Атаманша, разбойники, охрана и влюблённый Трубадур поют голосом заслуженного артиста РСФСР, народного артиста России Олега Анофриева – дяди Борислава Струлёва.

Для фестиваля сюиту «Бременские музыканты» (попурри на музыкальные темы мультфильма) аранжировал ученик Геннадия Гладкова – Роман Львович. По мнению Струлёва, эта музыка хорошо и точно отражает фестивальный дух.

«Роман Львович с моих слов взял те сценки, которые мне кажутся самыми красивыми и самыми важными, и мы сделали попурри для камерного оркестра и солистов», – пояснил музыкант.

Сам Струлёв перевоплотился в Трубадура, а роль Принцессы сыграла скрипачка Анна Боровик.

«Это не ты в музыке – это музыка в тебе»

Это слова грузинской певицы Нино Катамадзе. Она поёт прямо здесь и сейчас, сердцем и душой, и даже как‑то неловко перед самим собой задаваться вопросом о её музыкальном стиле.

«Я не помню себя без музыки. Везде, где я находилась, была музыка. Я не думаю, что музыке можно научить, – призналась Нино на пресс-конференции перед концертом. – Главное – что живёт внутри тебя, те птичьи нотки, что чувствуешь и как‑то собираешь, провожаешь через себя: так можно стать другом музыки. Музыка везде со мной: с детства и сию секунду».

Нино Катамадзе выступает с джазовым ансамблем Insight: Гоча Качеишвили (гитара), Уча Гугунава (бас-гитара), Давид Абуладзе (ударные). В Белгороде она играла вместе с камерным оркестром Mezzo Music под управлением Натальи Боровик и духовой группой симфонического оркестра.

«Мы репетировали, но есть такой момент, когда мы не знаем, где будем заканчивать. Я с удовольствием присоединюсь к новым звучаниям, потому что они дышат совершенно по‑другому. Мне очень важно быть готовой к этим новым звучаниям», – призналась Нино.

Она не любит много говорить о музыке. Да и зачем, когда всё можно объяснить мелодией:

«В музыке достаточно от всего сердца сказать конечную фразу, и ты можешь эмоционально закончить произведение. А в предложениях нужно всё время искать слова, чтобы сказать своё мнение о музыке. Нет слов, которыми можно говорить о встрече с музыкой, новыми музыкантами и потом уже публикой».

На сцене прозвучали «Как никогда» («Моя самая любимая», – говорит певица), «Однажды на улице» (Once in the street), с которой наверняка у многих и началось знакомство с Нино Катамадзе, «С любовью» (Olei). В каждой своей композиции, которую певица называет танцем, она проживает целую жизнь. Какие‑то из мелодий и вовсе лишены слов – к чему слова, когда есть ритм и голос.

Она открывается залу, и публика послушно вслед за Нино подхватывает её настроение. И кажется, что даже после того как отзвучали последние ноты и завершился первый фестивальный день, Нино Катамадзе незримо останется в зале – энергией.

А уже за кулисами Нино повторила фразу, сказанную во время выступления:

«В грузинском нет слова «ладонь». Есть «сердце-руки», «сердце-ноги». У нас пять сердец, – и неожиданно предложила: – Могу поделиться!»

Друзья друзей

В 2017 году фестиваль оброс музыкальными и опосредованно музыкальными спецпроектами.

Первый – фотовыставка «Борислав Струлёв и друзья» Кирилла Симакова, которую 25 февраля открыли в фойе филармонии. С чёрно-белых фотографий смотрят на зрителя актёр Игорь Золотовицкий, пианист Мэтт Хершковитц, валторнист и композитор Аркадий Шилклопер, скрипачка Анна Боровик, сам Борислав Струлёв и его мама Марина Струлёва.

Портретом человека на фоне города и портретом города на фоне человека – своего рода «Зеркалом» по Тарковскому – называет фотовыставку её продюсер Александр фон Буш:

«Портрет – это глаза в первую очередь. Чтобы понять внутренний мир человека, с ним нужно сначала поговорить, пообщаться, найти что‑то общее, чтобы человек тебе поверил. В тот момент, когда герой начинает тебе верить, он раскрывается».

26 февраля один из создателей программы «Весёлые ребята», гремевшей на советском телевидении, писатель-сатирик Андрей Кнышев, представил в Белгороде свою новую интерактивную книгу – «Корточки и цыпочки».

3 марта в большом зале филармонии покажут документальный фильм, участник Каннского фестиваля – 2015 «Шухов – последний герой Русского Ренессанса».

Ещё один проект непосредственно Борислава Струлёва – конкурс-концерт-выставка Artcellolab. Виолончель Борислава Струлёва на один вечер станет рамой для картин. На закрытии фестиваля победителей конкурса назовёт друг музыканта – художник Александр Жерноклюев.

Фестиваль проходит при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области.


для комментариев используется HyperComments