05.12.2016, Понедельник 15:26
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
29 сентября 2015 г. 10:29:32

Корреспондент «ОнОнаса» побеседовал с известным художником, который рос и учился в Белгороде

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Николай Копейкин: Если бы я думал о каждом человеке, который поставил на аватарку мою картину, я бы сошёл с ума
Художник Николай Копейкин. Фото Аллы Григорьевой

Картины Николая Копейкина цепляют, задевают, заставляют смеяться, но смех этот о серьёзном. Его рисунки – как сатира Гоголя и Салтыкова-Щедрина: точная, хлёсткая и хулиганская. Один из самых знаменитых современных российских художников уже много лет живёт в Санкт-Петербурге.

При этом мало кто знает, что детство и молодость он провёл в Белгороде. Выучился на переводчика в тогдашнем Белгородском пединституте. Вторую экономическую «вышку» получил в «технологе». Создатель направления в живописи «мультреализм» и объединения «Колдовские художники», музыкант группы «НОМ» Николай Копейкин поделился с нами некоторыми своими мыслями.

Я нигде не учился, даже рисовать не умею толком. Какой из меня Леонардо да Винчи?

Я не ходил в художественную школу, и из меня там мозг не выбили. Там, в художественных школах, в какой-то мере отбивают охоту. Из-под палки. Родители заставляли меня ходить на спорт. Я мог бы никуда не ходить, только делать вид. Единственное, куда меня не заставляли ходить, это во Дворец пионеров в судомодельный кружок. Там мне нравилось.

Меня приглашают на мастер-классы, чтобы я учил детей рисовать. А кого я научу, если сам не учился? После школы я пошёл учиться на переводчика. Сейчас вспоминаю: кем я хотел стать в детстве? Рисовать я всегда любил. Но родители не отдали меня в художественную школу, что на улице Попова. Потому что двенадцать рублей в месяц платить надо было. Это была для них неподъёмная сумма, как они говорили. Можно было в ресторан сходить. Мои одноклассники ходили в «художку». Они художниками не стали, а я стал. А они были очень хорошие рисовальщики.

«Весёлые картинки» были моим любимым журналом. И самый крутой выпуск «Весёлых картинок» – там, где были изображены мечты одного ленивого мальчика, который не хотел ходить в школу. Да и вообще не хотел ходить. И вот везёт его трактор, такая кровать с гусеницами. И он такой на ней лежит. Железные руки ему бутерброды подают, чай. А он лежит, телевизор смотрит. Это он так едет в школу. И вот пик его мечты – в космос летит ракета в виде его самого, завёрнутого в одеяло, а в ногах у него телевизор.

Искусство ли – убить кота? Я могу сразу сказать: не искусство. Одно дело убить кота фантазийно, художественный фильм снять про это. Искусство, оно ведь имитирует. Там не должно быть настоящей смерти. Какой ты художник, если решаешь свои внутренние комплексы за счёт несчастных котят? Ты нарушаешь вселенский и человеческий законы.

Поэт в России – больше, чем поэт, а искусство – больше, чем искусство. В этом плане художнику в России лучше. Потому что в Европе к художникам хорошо относятся. Они там небожители, люди другого склада ума, которые приносят радость в сытую буржуазную жизнь. У нас же любое искусство становится радикальным, особенно в свете принятия каких-то решений нашими политиками.

Очень много делал иллюстраций к книгам, не одну сотню. Но меня подводит зрение. Графикой сложно стало заниматься, полчаса порисую, потом ничего не вижу. Даже в очках. Поэтому занимаюсь живописью.

Мало читаю, но слушаю аудиокниги. Очень помогает, когда рисуешь. И дело делаешь, и книгу прочитал.

За последний год уже четверо обратились ко мне за помощью в написании диссертаций по мультреализму. Может, кого-то это и воспитает. В Интернете я видел, как девочка одна комментировала мои картины: ну так себе мультреализм, я видела и получше. Она не в курсе, что я его придумал, но мне было приятно: мультреализм зажил своей жизнью.

Если бы я думал о каждом человеке, который поставил на аватарку мою картину, я бы сошёл с ума.

  • Картина Николая Копейкина «Супербогатыри»

  • Картина Николая Копейкина «Корабельная крыса»

  • Картина Николая Копейкина «Завоевание картофеля»

  • Картина Николая Копейкина Das Ende

Любому человеку свойственно фантазировать. Художники воплощают фантазии в произведениях искусства. Когда эти фантазии запрещают, любые, неважно какие, связаны они с политикой или нет, я хочу сказать тому, кто запрещает: зачем ты лезешь своей свиной харей в калашный ряд? Это мои личные фантазии. Я родился на земле, а какое-то мурло будет указывать, о чём мне думать.

Иногда приходится подумать, как лучше сделать. Мысль придёт, а ты оформить её не можешь. То, что не очень удачно – на фиг не нужно.

3D сейчас шагнуло так далеко, что если и будет какой-то возврат к прошлым методам, то только в качестве стилизации.

Кто какие задачи перед собой ставит. Пикассо ломал стереотипы. Он придумал новую живопись. Я вообще ничего в живописи не придумываю. Для меня это неважно. Для меня это просто язык, как и литература. Искусствоведы мне говорят: если бы это была просто карикатура, никому это не было бы интересно. А там есть живопись. Значит, мультреализм состоялся. Реализм из слова «живопись», а мульт  – из карикатуры.

Гения всё равно будет видно, если это дар. В его работах можно найти новый смысл. На бытовом, философском, более высоком уровне. В старых идеях находить новые.

По сути дела, современное искусство оперирует смыслами. Потому что бессмысленное искусство дико неинтересно, словно человек, который прожёг жизнь свою. Так и этот художник прожёг свою жизнь, потратив её на создание бессмысленной муры.

Люди пишут книги, придумывают, они себя так реализуют в мире фантазии. У кого-то хуже, у кого-то интереснее. Бывает, что глупость откровенная, ну а что делать, трешняк. Но это ж не преступление. Идиотизм – запрещать искусство.

Художник похож на Юлия Цезаря. Он неудовлетворён новыми завоеваниями и фигачит дальше. Бывает так, что прут и прут идеи сами по себе. Какие-то мысли оседают, какие-то пролетают мимо.

Семь лет не был в Белгороде, а в этом году приехал, но по печальному поводу. Ушёл из жизни мой одноклассник Миша. Михаил Серых. В апреле похоронили.

В 90-х я жил в Москве. Там не так интересно быть художником, как в Питере.

Провинция, конечно, влияет в хорошем смысле: видите, я уехал из неё.


для комментариев используется HyperComments