• 65,99 ↓
  • 74,90 ↓
  • 2,38 ↓
29 октября 2018 г. 17:00:08

Бизнес-ангелы и крупные холдинги хотят найти проекты для инвестирования

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
«Ни средств, ни опыта». Для кого в Белгородской области запускают первую ярмарку стартапов
Фото pixabay.com

Чиновники, учёные и бизнесмены считают, что традиционная грантовая система поддержки начинающих предпринимателей уже неэффективна – региону необходимо запускать программу сопровождения маленьких бизнес-проектов большими компаниями.

Себя показать

15–16 ноября в Белгороде пройдёт первая ярмарка стартапов Startup:Land в сфере Agro&FoodTech. Инвесторы ищут идеи и готовые проекты до 5 ноября. Заявку уже сейчас можно оформить на сайте аибк.рф. До 9 ноября эксперты отберут проекты, которые в рамках ярмарки смогут найти инвесторов. Организуют ярмарку департамент экономразвития, региональная корпорация «Развитие», ассоциация бизнес-ангелов «Белые крылья», компании «Эфко», «Мираторг», «Агро-Белогорье», «Продимекс», «Приосколье».

Тематика ярмарки – проекты в области биотехнологий, продуктов питания, цифровизации агропромышленного комплекса. Директор ассоциации «Белые крылья» Кирилл Горпинченко сообщил, что для участников не устанавливают жёстких критериев, ждут заявок от любых стартаперов. Сейчас их уже более 20 – это проекты начинающих предпринимателей из белгородских вузов, Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе призёров проектов «Сколково».

«Мы не ограничиваем по стадиям проекта – будь он на стадии идеи, или уже в работе. Но из практики можно сказать, что поддержку инвесторов получают проекты, где уже есть опытный образец, который можно масштабировать», – отметил он.

15 ноября пройдёт большой образовательный интенсив для участников. По его результатам на второй день ярмарки отберут 15 лучших проектов для презентации перед жюри. Кроме того, 16 ноября пройдут панельные дискуссии о том, какие направления нуждаются в новых идеях, какие есть способы финансовой поддержки и т. д.

Жюри будет оценивать уникальность идеи, внятность бизнес-модели, возможность реализации проекта в АПК и команду стартапа. В ряде случаев компетентность команды может стоить больше, чем сама идея.

Победители Startup:Land получат сертификат на пилотное внедрение разработки на одном из региональных агрохолдингов. Среди призов – поездка на один из крупнейших тематических форумов в США или Францию.

 

Кирилл Горпинченко, Александр Щеглов и Александр Жихарев.
Кирилл Горпинченко, Александр Щеглов и Александр Жихарев.
Фото пресс-службы губернатора и правительства Белгородской области

Ушли от грантов

Начальник управления инвестиций и инноваций департамента экономразвития Дмитрий Алдаев отметил, что грантовая поддержка оказалась не столь эффективной, как того от неё ждали. После того, как в регионе появилась ассоциация бизнес-ангелов «Белые крылья», в правительстве решили помочь стартаперам встретиться с крупными инвесторами. По мнению Алдаева, работа под крылом опытных экспертов даст больший эффект, чем привычные гранты.

«Грант нужен в момент, когда у учёного есть идея и ему хочется её проверить, выпустить опытный образец. Часто такими грантами становятся собственные средства, деньги друзей или родственников, – рассказал депутат облдумы и создатель ассоциации «Белые крылья» Александр Щеглов. – И вот когда образец уже есть, а ещё лучше есть какие‑то продажи, тогда нужен инвестор, который поможет построить производство и вывести продукт на рынок. Потому что у учёного или начинающего предпринимателя нет ни денег, ни связей, ни опыта. Бизнес-ангелы появляются в тот момент, когда институциональные инвесторы (банки, фонды) ещё в проект не инвестируют: нет бизнеса, нет залога, нет ничего».

Начальник отдела научно-исследовательской работы студентов и молодых учёных БелГУ Александр Жихарев отметил, что многолетний опыт работы с грантами не выливается в создание новых проектов:

«Я не встречал проект, который получил грант и выстрелил. Здесь же речь идёт о реальном внедрении».

Жихарев рассказал, что университетская среда полна молодыми исследователями и уникальными проектами. Но сами стартаперы не понимают, как превратить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в бизнес.

«Одно дело – когда молодой стартапер или инновационный проект получает финансовую поддержку или грант. И совершенно другое – когда проект получает живые инвестиции, когда его финансирует бизнесмен, которого он смог убедить в том, что на этой идее можно заработать», – считает Жихарев.

 

Александр Жихарев.
Александр Жихарев.
Фото пресс-службы губернатора и правительства Белгородской области

А не украдут?

Один из главных вопросов для каждого стартапера в таких публичных презентациях: как сохранить за собой авторство идеи?

Дмитрий Алдаев заявил, что специфика проектов такова, что без самого инноватора даже крупная компания не сможет запустить его идею. При этом он считает, что на самых ранних стадиях стартаперам всё равно нужно озаботиться охраной своей интеллектуальной собственности.

Александр Щеглов сообщил, что несмотря на патенты и защиту идей законами, воровство идей всё равно случается:

«Защищён ли автор идеи от того, что она будет внедрена кем‑то иным? Конечно же нет. В мире много таких историй, где было воровство. Даже великие предприниматели воровали идеи. Так устроен этот мир и никуда не деться. Но! Инвестор защищён в разы меньше, чем предприниматель. Даже статистика говорит о том, что 80 % инвестиций в итоге не превращаются ни во что, не дают никакой реализации. Опытные инвесторы к этому нормально относятся. Именно поэтому и необходимо инвестировать в десятки проектов, чтобы прибыль от 10–20 % из них компенсировала потери от проектов, которые не выстрелили».

Менеджер отдела по продвижению инновационных проектов корпорации «Развитие» Заур Кадыров отметил, что с защитой интеллектуальных прав стартаперам помогают во время бесплатной упаковки их проектов в рамках «Инвестиционной-витрины» – онлайн-площадки для стартапов.

«Принимая проект, вместе работаем над названием, логотипом, продумываем все нюансы, маркетинговую стратегию – как можно вывести продукт на рынок, сохранив при этом его индивидуальность», – заключил он.


для комментариев используется HyperComments