11.12.2016, Воскресенье 16:53
  • 63,30
  • 67,21
  • 2,45
24 июня 2016 г. 15:09:35

Как группа энтузиастов в лихие девяностые построила фрегат

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Нереальная история «Штандарта»

Жили-были в Санкт-Петербурге люди, которые мечтали о море и парусах. В России в 1990-х эта мечта многим казалась несбыточной, но эти парни знали, чего хотят. Образом цели для них стал первый корабль Балтийского флота, любимец Петра I – 28-пушечный фрегат «Штандарт», построенный в 1703 году. На основе архивных данных разработали чертежи, построили масштабную модель. В один прекрасный день выпускнику Ленинградского кораблестроительного института Владимиру Мартусю – одному из лидеров энтузиастов – сообщили, что в роще в окрестностях Петербурга стоят семь огромных засохших дубов.

«На личные сбережения я купил самую большую бензопилу, какую смог найти в городе, и поехал за этими дубами, – с улыбкой вспоминает Мартусь. – Спилив деревья, я вышел на дорогу и, проголосовав, остановил грузовик. Тогда я понял, что отступать уже некогда – кораблю быть!»

Работа на верфи закипела. Из дубов вырезали киль будущего фрегата. Было решено строить копию петровского «Штандарта» с тем лишь различием, что ниже ватерлинии на судне вместо трюма будут каюты и кубрики для экипажа, а также два двигателя с винтами. Кстати, землю под строительство корабля в заброшенном парке помог выбить тогдашний руководитель комитета комсомола Дзержинского района Петербурга, а ныне министр спорта РФ Виталий Мутко.

«Были времена, когда по ночам приходилось «бомбить» на старом «москвиче», а днём строить «Штандарт». Вместе со мной трудились мои друзья, – рассказывает Владимир Вячеславович. – Каждый вклады- вал в общее дело, что мог. Помню, пришёл к нам мужик. По виду – явно бомж. Протягивает нам бутылку водки со словами: «Ребята, это вам. У вас такое дело!» И видно, что отдал он последнее, что у него было».

Были у проекта и более солидные спонсоры: строить фрегат помогали консульства Нидерландов и Великобритании, частные зарубежные фирмы и благотворительные фонды. Покраску «Штандарта» взяла на себя голландская фирма «Акзо Нобель», а два двигателя по 560 лошадиных сил подарила компания Volvo. Бескорыстно помогали и отечественные предприятия: например, конструкторское бюро «Малахит» спроектировало для парусника валопроводы. Питерский губернатор Владимир Яковлев с воодушевлением отнёсся к затее и выделил 7 тыс. долларов на отливку бронзовых гребных винтов. А без содействия администрации города и «Большого порта Санкт-Петербург», предоставивших огромный портовый кран, корабль вряд ли бы удалось спустить на воду.

Не обошлось в строительстве «Штандарта» и без везения, которое обычно сопутствует тем, кто упрямо идёт к намеченной цели.

«Мне довелось поработать на верфи в Голландии, – вспоминает Мартусь. – Энтузиасты построили там «Батавию» – копию торгового судна XVII века. Они заказали для парусника такелаж, изготовленный по той же технологии, что и 400 лет назад. Но произошла неприятность – одна из верёвок порвалась, и на палубу упал деревянный блок. Никто не пострадал, но страховая компания потребовала заменить все канаты на синтетические. Голландцам ничего не оставалось, как выбросить весь такелаж. Но тут подоспел я, и они его мне подарили. В те дни в Голландии была забастовка дальнобойщиков и найти свободную фуру до Питера оказалось делом пяти минут. Так я почти забесплатно раздобыл для «Штандарта» 18 тонн такелажа, который обошёлся «Батавии» в сотни тысяч евро. Верёвки, кстати, исправно служат и по сей день».

Спустя пять лет после начала строительства, в сентябре 1999 года корабль торжественно спустили на воду. «Штандарт» неоднократно принимал участие в празднике «Алые паруса» – выпускном вечере питерских школьников. Белой ночью фрегат под алыми парусами шёл по Неве, а с набережных этим зрелищем любовались сотни тысяч петербуржцев и гостей города.

Сегодня корабль вынужденно находится за пределами территориальных вод России. Вся беда в том, что в нашей стране нет закона, регулирующего деятельность судов-копий. Поэтому в 2010 году капитан был вынужден увести корабль из России. Фрегат участвует в крупнейших международных регатах, гордо неся российский триколор на морях и океанах, но по иронии судьбы заходить в порты России не может.

Редакция «ОнОнаса» тоже решила немного пофантазировать и представить, что после нашей публикации депутаты обратят внимание на проблему «Штандарта» и примут закон, который позволит фрегату вернуться домой.


для комментариев используется HyperComments