• 63,91 ↑
  • 68,50 ↓
  • 2,46 ↑
13 декабря 2014 г. 9:59:08

Белгородские школы могут бесплатно присоединиться к проекту по популяризации детского чтения

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Наши дети перестают читать. Что делать?
В белгородской школе № 19 журнал «Большая переменка» пользуется большим спросом. Фото В.Заблоцкого

Когда мы были меленькими, мы читали «Весёлые картинки» и вместе с забавными человечками усваивали, что такое хорошо и что такое плохо.

Потом мы чуток подрастали, и нам выписывали «Мурзилку»: жёлтый герой в красном берете открывал для нас удивительный – журнал, который находил верные слова про родину, добро и справедливость. Мы готовили по журналам политинформацию и учились ориентироваться в большом и сложном мире. Мы вырезали выкройки, делали поделки и, как это модно говорить, «развивали мелкую моторику рук». Мы читали произведения лучших детских писателей, усваивая нормы поведения.

Затем наступала пора «Пионера», «Ровесника» и, наконец, больших взрослых газет и журналов. Мы учились ЖИТЬ вместе с прессой – и эта пресса помогала нам расти, давала новые знания об окружающем мире.

А что же сегодня? Принято думать, что современных детей с их «клиповым» мышлением невозможно приучить к чтению. На смену советским журналам пришли либо низкокачественные комиксы с их культом насилия или наживы, либо интернет-ресурсы и социальные сети. Однако списывать со счетов традиционную бумажную прессу рано. Более того, газеты и журналы могут помочь детям учиться с интересом - уверены инициаторы проекта «Пресса в образовании».

Нужный проект

Могут ли газета или журнал помочь детям лучше учиться?

«Могут!» – уверена учитель математики борисовской школы № 2 Нина Золотарёва. Вы, конечно, удивитесь: причём тут учитель математики? Ну истории, географии, литературы – ещё можно понять, в газетах и журналах на эти темы можно найти информацию. Но математика?..

А удивляться нечему. И незачем. По всему миру в школах прессу используют не только как источник информации, но и как материалы для подготовки к урокам, выполнения домашнего задания. А самые продвинутые учителя наряду со скучными учебниками (а многие современные учебники написаны так, будто авторы адресовали их по меньшей степени кандидатам наук) на уроках не обходятся без газеты или журнала. Международный проект «Газета в образовании» существует в мире с 30-х годов прошлого века.

Можно, конечно, возразить: в те времена не было Интернета, откуда можно узнать про мир и про науку. Однако ж проект жив и поныне и развивается уже с использованием современных технологий. Значит, пресса не потеряла своей значимости и актуальности для образования!

«Газета в образовании» – это долгосрочное сотрудничество общеобразовательных школ, учителей, учащихся и редакции газеты. Им это выгодно. Давайте разберёмся, в чём состоит выгода.

Педагоги получают уникальную возможность использовать в новых образовательных технологиях самую оперативную и актуальную информацию с привязкой к данному городу или региону.

Дети со школьной скамьи учатся регулярно читать газеты и самостоятельно искать интересующую их информацию.

Издатели формируют будущую аудиторию своих изданий, помогают детям, подросткам, молодым людям осознать тот факт, что газеты и журналы – естественная составная часть их информационного пространства.

Об этом проекте Нина Золотарёва узнала совсем недавно из областного детского журнала «Большая переменка», который инициировал его реализацию на региональном уровне. Но душой чувствовала: газеты и журналы помогают учителю готовиться и к занятиям, и к классным часам. А детям – узнавать новую и актуальную информацию. И главное – дети приучаются к чтению периодики. Не коротких сообщений в соцсетях или СМС-сообщений, а к вдумчивому чтению больших текстов. И потому на уроках начала использовать прессу.

«Каждый классный час мы начинаем с чтения белгородских газет, дети выбирают самые интересные публикации и готовят по ним информационные сообщения, а потом мы вместе обсуждаем прочитанное, – рассказывает Нина Васильевна. – Особенно детям интересен журнал «Большая переменка» – в нём много информации о Белгородской области, которую даже в Интернете не всегда найдёшь. Об известных людях, об истории, всевозможные конкурсы, викторины и игры для ума. Детям это очень нравится. И детей это побуждает к творчеству. Сейчас мы готовим серию классных часов о белгородских спортсменах и районах Белгородской области – по материалам «Большой переменки». Даже я как учитель математики нахожу интересные задачки для детей в этом журнале. Один мой ученик, Максим Лихо, отправляет в «Большую переменку» свои рисунки, заметки и стихи, ему помогает учитель русского языка и литературы Тамара Николаевна Кондрашова. В журнале публикуют детское творчество, и это даёт детям стимул к творческому развитию».

Белгородский вариант

Проект «Большой переменки» получил название «Пресса в образовании». Первым в работу проекта включился 4 «б» белгородского лицея № 32. Классный руководитель ребят Нина Банина также отмечает, что в журнале много не только познавательных и краеведческих публикаций, но и материалов, развивающих интеллект, которые можно использовать и на уроках, и во время внеурочной деятельности.

Оценили проект и в областном департаменте образования. По словам заместителя начальника департамента Елены Тишиной, «это совершенно новый формат общения, обучения и преподавания отдельных предметов».

Несомненно, «Большая переменка» будет полезной и для преподавания курса «Белгородоведение». Ведь ни один номер журнала не обходится без краеведческих публикаций или рассказа о наших выдающихся земляках, памятных датах региона. Даже конкурс специальный проводится – «Собираем команду краеведов», где по ключевым словам вопросов викторины юные читатели должны отгадать зашифрованный в викторине район, найти о нём информацию и прислать в редакцию. А затем следует обязательный рассказ о том или ином районе. В планах редакции и много других конкурсов на краеведческую тематику. И публикация интереснейших материалов об истории нашего края, ведь журнал пригласил к сотрудничеству известного журналиста, писателя и краеведа Бориса Осыкова. У него в запасе столько интересных историй, что на много лет хватит!

Кому это нужно?

Прежде всего – детям и учителям. Педагоги, которые уже давно работают в проекте, разработали собственные методики использования периодики на уроках. Своим опытом они делятся друг с другом на ежегодных конференциях, посвящённых проекту. А ведь это не только использование прессы на уроках, но и проекты детских изданий, школьных газет, всевозможные акции с участием юнкоров, организация школ и клубов для юных журналистов.

У белгородских педагогов пока опыт в проекте невелик. Но те, кто работает в нём несколько лет, отмечают, что детям гораздо интереснее учиться не только по учебникам, ведь в рамках реализации проекта можно придумать столько интересных мероприятий! Скажем, в декабрьском номере «Большой переменки» детям рассказывают об устройстве Вселенной. А ещё есть интересная статья о городе Алексеевка, история переписки Самуила Маршака с белгородскими школьниками, мастер-класс по изготовлению ёлочных игрушек своими руками.

Проект приветствуют и родители: кому же не хочется, чтобы их ребёнок больше читал, а значит больше знал и умел?

Как присоединиться к проекту?

Участниками регионального проекта может стать любая школа или даже отдельный класс.

Для этого достаточно выписать необходимое количество журналов на почте (к слову, стоимость подписки в разы ниже, чем у большинства детских журналов – чуть больше 200 рублей за полгода) и заявить о своей готовности участвовать в проекте.

Что участники получают взамен?

Во-первых, сам журнал – интересный, познавательный и очень «белгородский». Это выгодно отличает его от других изданий: «Большая переменка» содержит уникальные белгородские материалы.

Во-вторых, возможность использования материалов на уроках. А для педагогов – методические рекомендации, которые будут размещаться на сайте «Большой переменки» (работы над ним уже в разгаре).

В-третьих, участие в интересных встречах и мероприятиях. Журналисты приходят в гости в школы, проводят экскурсии по редакциям, устраивают мастер-классы для юнкоров – всё бесплатно. Кроме того, дважды в год «Большая переменка» устраивает весёлые детские праздники: участники проекта в приоритетном порядке получат пригласительные билеты.

Дополнительную информацию о проекте можно получить у его инициаторов по телефону
(4722) 32-53-47, по электронной почте peremenka@belpressa.ru либо в тематической группе в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/peremenkapressa31.

Мнение эксперта

Наталья Злобина, директор школы № 62 станицы Красюковская Ростовской области:

«На любого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, сообщений по каналам массовой коммуникации: газет, телевидения, радио, общения с другими людьми. Чтобы не утонуть в ней, не запутаться, не стать жертвой манипуляции и дезинформации, чтобы использовать практически значимую для себя информацию, нужно уверенно ориентироваться в ней. Особенно актуальна эта проблема в среде школьников и подростков. Приобщить школьников к чтению качественных газет, научить их работать с информацией, осмысливать, переживать и оценивать её на уровне взрослого человека – такую цель преследует международный проект «Газета в образовании», в котором я работаю уже 2 года. Местную прессу использую почти на каждом уроке истории и обществознания. В итоге появились и различные формы работы с газетами на уроке и во внеурочное время: критическое чтение статьи (глазами прохожего, обывателя, любопытного, профессионала и др.); виртуальные экскурсии; журналистские конференции; конкурсы очерков, фоторепортажей; специальные проекты, акции.

Считаю важным участие в этом проекте, потому что для учителя это – модернизация учебных программ с включением регионального компонента; обновление учебного материала; нестандартная форма преподавания предмета. А для ученика – получение актуальных знаний о реальном мире; приобретение аналитических навыков; использование возможности высказать своё мнение, в том числе и через СМИ».  


для комментариев используется HyperComments