• 63,92 ↓
  • 67,77 ↓
  • 2,44 ↓
23 сентября 2016 г. 13:28:11

Составят ли ярмарки и рынки в Белгороде реальную конкуренцию сетевым магазинам

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Налетай, торопись!
Фото Вадима Заблоцкого

В России, как известно, две беды – урожай и неурожай. Если уродила земля, то мало вовремя убрать, надо ещё сохранить и как-то продать, желательно покрыв издержки.

И с этим у мелкого производителя сплошная головная боль. Белгородские крестьяне тут не исключение. Географическое расстояние между производителем и покупателем – несколько километров, но практически они будто на разных материках. Новые правила торговли в Белгороде помогут местным овощам стать ближе.


Тихий захват

В прошлом году в области вырастили 44 тыс. тонн овощей, годом ранее – 31 тыс. тонн, и большая их часть – в личных подсобных хозяйствах. Своих складов и торговых палаток нет, сети даже с крестьянско-фермерскими хозяйствами не работают, не говоря уже о мелких частниках. Им остаются рынки, но и там зачастую небольшие объёмы не позволяют покрыть расходы на аренду места.

Понимая это, производители идут наипростейшим путём: сдают урожай перекупщикам. Пусть по дешёвке, зато и в полях не замёрзло, и в подвалах не сгнило. Посредники формируют из мелких партий крупные, берут на себя доставку и оформление документов, и конечный покупатель переплачивает за отечественный грунтовой огурец уже 50–70 %. А белгородские абрикосы стоят ровно столько же, сколько узбекские, привезённые за 3 тыс. км. Пусть часть товара не успеют продать и он пропадёт – накрутка перекроет убытки, и перекупщик всегда в плюсе.

Из года в год схема продолжает работать с той лишь поправкой, что для торговли сейчас в целом не лучшие времена. В этих условиях сети хоть и жалуются на падение товарооборота, но, похоже, намерены брать количеством, прирастая за счёт самых отдалённых уголков. Та же «Пятёрочка» активизировалась в городках и посёлках с населением 5–10 тысяч. Но если на одной чаше весов рабочие места и отчисления в местные бюджеты, на другой – судьба мелких сельских производителей. Их в сетях совсем не ждут. В Санкт-Петербурге развитие сетевой торговли привело к тому, что местному сельхозпроизводителю осталось всего 20 % рынка. Остальное планомерно вытеснили сети, подсаживая потребителя на свой не всегда качественный товар.

В Белгородской области, по данным управления по развитию потребительского рынка, у местных производителей в сегменте сетевой торговли 32 %.

«Показатель высокий, но успокаивать он нас не может, потому что малый бизнес занимает меньше 1 % от товарооборота», – говорит начальник управления по развитию потребительского рынка департамента экономического развития области Владимир Зубов. – Развитие сетей подразумевает взаимодействие с крупными товаропроизводителями, а это приводит к тому, что малый бизнес теряет площадки для торговли и испытывает серьёзные трудности. С точки зрения продовольственной безопасности такая позиция крайне беспокоит».

 

Фото Вадима Заблоцкого

Новые правила для старой торговли

Без поддержки властей частнику не выжить. Нужны выделенные для мелкого производителя торговые места и госконтракты на поставку продукции в школы и больницы. В регионе к этому уже подошли. Стратегия развития торговли в приоритет ставит развитие рынков и ярмарок. Ассоциация рынков и ярмарок, созданная год назад, сейчас становится полноправным игроком на рынке местной сельхозпродукции.

«Надо в этом году совместно с ассоциацией рассмотреть возможность увеличения доли крестьянско-фермерской торговли через создание новых рынков в Белгородской, Старооскольской, Губкинской агломерациях. Столько уже ввели жилья, что надо подумать прежде всего о развитии торговли там, на местах, чтобы люди никуда не ехали», – считает замгубернатора Олег Абрамов.

В Белгороде 3,7 тыс. предприятий потребительского рынка, в том числе 511 нестационарных торговых точек и 179 – сезонных. В основном это сфера малого и микробизнеса, но она формирует около четверти валового муниципального продукта, и это ещё один аргумент в пользу развития сектора.

«Главный приорит стратегии развития торговли в Белгороде и области на ближайшие годы – развитие многоформатной торговли, снижение административных барьеров и стимулирование предпринимательской инициативы», – прокомментировал начальник городского управления потребительского рынка Евгений Ершов.

При этом до недавнего времени, чтобы разместить ту же овощную палатку, надо было утвердить в управлении архитектуры внешний вид торговой точки, «проторговать» землю, сформировать земельный участок под торговый объект. Если это частная земля, то механизма согласования вообще не было, как и правового поля для мобильной торговли. В общем, получив 13 согласовательных документов и пройдя все круги, торговец мог разместить свой ларёк максимум на один год, а то и на один сезон. Теперь всё значительно упростилось.

 

Фото Вадима Заблоцкого

Пока в Белгороде

«В августе администрация города приняла постановление о порядке размещения нестационарных торговых объектов. Теперь количество согласовательных документов сократилось до трёх. Все типовые решения внешнего вида объектов уже утверждены, и достаточно выбрать из предложенных, а срок для размещения объектов стационарной и нестационарной торговли увеличен до пяти лет, – рассказал Евгений Ершов. – Торгуется право размещения на земельном участке, а не сам земельный участок, и процедуры значительно сократились. Чтобы разместить торговую точку на частной земле, достаточно получить согласование от управления потребительского рынка. Прописан и порядок демонтажа».

Пока схему апробируют в Белгороде, потом обещают распространить опыт на всю область. Всё это должно вернуть белгородцам местные овощи и фрукты, а сельхозпроизводителям – веру в то, что земля их точно прокормит.


для комментариев используется HyperComments