Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 июня 2018, 11:49
 Ольга Алфёрова 1394

Найти свою «са»

Найти свою «са» Фото Александра Лысенко
  • Ольга Алфёрова
  • "ОнОнас"

Мультиинструменталист Артём Ваганов рассказывает о пути от аккордеона к ситару, русском эгрегоре и всемирном музыкальном заговоре.

«Основная нота индийской гаммы – нота «са», по смыслу примерно соответствующая нашей «до». Но, в отличие от европейской музыки, где нота «до» навсегда установлена как звук частотой 261,63 Гц, в Индии нота «са» у каждого своя. Воспроизведению этой ноты музыканты учатся долго и прилежно. Наставники часто запрещают своим ученикам петь или играть другую ноту до тех пор, пока они не «найдут» и не овладеют своим истинным «са». И, конечно, её не найти без знающего учителя».

Борис Гребенщиков, «Аэростат. Течения и Земли»

Коллекция

Я играю на бас-балалайке в оркестре русских народных инструментов в филармонии. Коллекционирую музыкальные инструменты разных народов мира. У меня есть этнические флейты, дудук, альт, саксофон, кларнет, труба, рубаб, аккордеон, балалайка…

Закончил музыкальный колледж по классу аккордеона, а на остальных инструментах учился сам. Ничего сложного нет. Научиться постановке и звукоизвлечению – и всё, можешь играть. Развиваться можно бесконечно, ни на одном инструменте нельзя упереться в потолок. Даже будучи виртуозом. В музыке нет конца.

Любовь

Как выбираешь инструмент? Влюбляешься, понимаешь, что это твоё, и покупаешь. Ситар выбрал, потому что инструментов оригинального звучания в мире крайне мало: пожалуй, это индийский ситар, армянский дудук и китайский хулусы. Их ни с чем не спутаешь.

Пришёл я году эдак в 2010-м в магазин в Петербурге. Вынесли мне из подсобки ситар, только чехол приоткрыли – сказал «беру», не слушая. Мне повезло, это инструмент, который принадлежал серьёзному музыканту по имени Степан. Он учился играть у индийского мастера, привёз ситар в Россию. Годы спустя я был на фестивале на Урале, где он вёл мастер-классы. Пообщались, сопоставили факты – оказалось, я его ситар купил.

Эгрегор

Я покупал ситар, когда занимался разными практиками, медитациями. Есть инструменты и способы игры, которые человека вводят в определённое состояние. Если брать балалайку и играть два аккорда, размеренно и достаточно длительно, то мозговой процесс слушателя начинает подстраиваться под определённый эгрегор. Это – общая мыслеформа. Есть, к примеру, эгрегор филармонии, женщин, музыкантов, русских. Балалайка моментально подключает к русскому эгрегору. Он, по моим ощущениям, широкий, разухабистый, в нём полно веселья, но сквозь грусть.

Аутентика

Первоисходный индийский инструмент – это вина. Она больше по размеру, хотя и похожа по звучанию. Ситар был создан в 13 веке под влиянием мусульманского мира. Его ближайший родственник – таджикский сетор.

Ситар делается из тыквы, с деревянным грифом. Он обязательно украшен – не бывает минималистичных ситаров без резьбы и всяческих вензелей.

Особенность инструмента в том, что в нём есть два ряда струн, один над другим. Семь основных струн, из которых две бурдонные, создают узнаваемый медитативный мистический фон. Нижний ряд практически не используется при игре, там струны просто резонируют, если их выстроить в рабочую тональность. Они создают плывучий характерный призвук. Играть нужно с помощью мизраба (это тоже восточное приспособление и слово) – металлический медиатор-«коготь». Один из обязательных приёмов – подтяжка. Если в игре на гитаре она используется как украшение, то здесь – это часть игровой техники.

Заговор

На протяжении человеческой истории музыкальные инструменты были преимущественно настроены на 432 Гц. В середине 20-го века, незадолго до Второй мировой войны, мир перешёл на новый стандарт в 440 Гц (нота «ля»).

Казалось бы, незначительная разница. Однако ради интереса сравните оба звучания, их можно найти в Интернете. Скорее всего вы почувствуете, что 432 Гц звучат расслабляюще, обволакивающе и вибрируют где‑то в области сердца, а 440 Гц – более резко и чётко и отзываются где‑то в голове. Есть масса версий, почему музыкальный строй был изменён. И даже такая, будто это технология управления массовым сознанием – чтобы люди больше полагались на взбудораженный ум и меньше слушали сердце.

Группа

В филармонии было несколько экспериментов с участием ситара – например, мы сочетали его с органом. А потом вместе с коллегами по оркестру народных инструментов решили попробовать играть индийскую музыку. Так появился коллектив Ind-Ra. Я играю, собственно, на ситаре, Григорий Кузнецов – на ударных инструментах и поющих чашах, Мария Свирская – на бансури, индийской флейте.

Бансури, пожалуй, самый древний народный инструмент Индии. Бог Кришна изображён именно с этой пастушьей флейтой. У неё чудесное звучание, бархатное, тёплое.

Ноты

Музыкальная теория Индии отличается от европейской – там свои понятия о нотах, ритмах (талах) и гармонии. Октава делится на 24 микротона или четверти тона, в отличие от 12 полутонов европейской октавы. Эти интервалы позволяют создавать тончайшие музыкальные оттенки, непривычные уху европейского человека.

Нечто похожее на наше понятие тональности – рага. В ней определённый набор нот, внутри которых музыкант импровизирует. Классическая рага состоит из трёх частей. Вначале – вступление, показ темы. Затем подключается ударник и рисует ритм. Третья часть – это «чёс», который уже сложно записать нотами и тем более повторить шаг в шаг.

Традиционно раги привязаны ко времени года и суток, а ноты – к цветам и чакрам. Классические раги сложно слушать. Это примерно как слушать классическую музыку – кайф приходит, только если ты понимаешь, как это сделано. Пока знания нет, будет неинтересно.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×