• 59,14 ↑
  • 69,47 ↑
  • 2,17 ↑
16 ноября 2017 г. 12:41:22

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Начинал с обычных корзин. Как грайворонский умелец сплёл избушку на курьих ножках
Алексей Корж. Фото Вадима Заблоцкого

В Грайвороне молодой автослесарь сменил профессию. Он занялся плетением вещей из лозы. Этой перемене в жизни 31-летнего Алексея Коржа предшествовали его невольные путешествия по России, а также воспоминания о предках.

Золотые руки

Алексей Корж родился в молдавском городе Бельцы. За отцом-военным семья переехала на Камчатку, когда мальчику было около пяти лет. Там он окончил школу. Затем вернулся в Молдавию и получил там профессию автослесаря. Потом пожил в Карелии и только после этого переехал на окончательное место жительства в Грайворон.

«По профессии успел поработать максимум год. Мешали переезды, к тому же везде требовался опыт работы, – рассказывает Алексей.– А в Белгородской области впервые увидел плетёные корзинки. Я вспомнил, что мои деды и прадеды занимались лозоплетением, и тоже решил попробовать себя в этом деле».

Как раз в это время парень дружил с девушкой, работавшей в районном Доме ремёсел. Однажды он зашёл к ней на работу, там его и заметили мастера.

«Нам не хватало человека, который бы занимался лозоплетением, а Алексей как раз изъявил желание. Руки у него золотые, поэтому всё получилось», – считает директор Дома ремёсел Наталья Вакуленко.

Получилось, правда, не сразу. По словам Алексея, он читал литературу по теме, но на практике получались не гладкие и округлые лукошки, а одно разочарование. Тогда парень нашёл в Борисовке мастерицу по лозоплетению Раису Алейник, некогда работавшую на фабрике плетёной мебели. Она научила Алексея особым приёмам плетения.

В 2012 году Коржа приняли мастером декоративно-прикладного творчества в Грайворонский Дом ремёсел, где он и работает до сих пор. А три года назад Алексей получил звание народного мастера Белгородской области.

  • Варёная лоза гибкая и прочная.

Варёная лоза

«Начинал я с обычных корзин. Учился резать лозу, подготавливать её к работе. Процесс этот довольно трудоёмкий. На одну корзину в среднем нужно 150 прутьев. Лозу лучше заготавливать осенью и зимой, она в это время года более крепкая. Весной, когда идёт сокодвижение, она ломкая», – объяснил мастер.

Алексей заготавливает сразу много сырья, иногда месяц собирает ветки, чтобы потом целый год можно было спокойно плести:

«Ива любит сырость, поэтому растёт рядом с реками и болотами. Я уже знаю все такие места в округе. Для деревьев обрезка не вред – чем больше иву обрезаешь, тем активнее она растёт».

Следующий этап – обработка зелёных веток. С них нужно снять кору, а так просто этого не сделать – надо варить. У Алексея во дворе стоит 50-литровый бак, куда он кладёт лозу и варит её на костре в течение часа.

Когда лоза варится, то пахнет довольно неприятно. Её пытались варить и в самом Доме ремёсел, но запах пошёл по всему зданию, поэтому от идеи отказались.

За время варки лоза пропитывается водой, и кора легко снимается. Дальше ветки нужно разложить для просушки в проветриваемом помещении, чтобы не завелась плесень. Сохнет сырьё в течение двух суток. Если на улице хорошая погода, то сушить можно и на улице.

Изделия из лозы различаются по цвету, а иногда и в одном предмете сочетается лоза разных цветов. Оказывается, если собирать её летом, то варить не надо вовсе. Лоза просто очищается и остаётся белой. Когда же она варится, то вырабатывает дубильные вещества и темнеет. Конечный цвет зависит от того, сколько лоза пролежала в воде.

Фото Вадима Заблоцкого

Всё время в воде

«Я сортирую лозу по размерам. Когда решаю что‑то плести, то беру необходимое количество веточек с запасом и замачиваю. Можно использовать холодную воду, но тогда процесс затянется. В горячей воде уже через час–полтора лоза становится мягкой и неломкой. Работа постоянно связана с водой, поэтому, чтобы кожа на руках не трескалась, их нужно обрабатывать кремом», – объяснил Корж.

Казалось бы, теперь‑то уж точно можно начинать плести, но нет. Пришло время нарезки заготовок. Специальным инструментом – колунком – Алексей расщепляет лозу на три или четыре части. Получаются тоненькие ленточки. Но и это ещё не всё – надо убрать из веточек сердцевину, так как из‑за неё лоза может ломаться при работе. Тут на помощь приходит ещё один специальный станок, через который мастер протягивает ленточки.

Самолёт из лозы

С учётом подготовительного этапа на изготовление одной корзины у Алексея уходит около восьми часов. Среди работ мастера также вазы, хлебницы, переносные домики для кошек и собак, предметы мебели и декоративные композиции.

Что‑то он придумывает сам, что‑то подсматривает на выставках, в том числе в Белгороде и в Москве. А на местных фестивалях мастера сами подходят, чтобы поделиться своими наработками.

На заказ умелец сделал даже декоративную избушку на курьих ножках. Ребёнок захотел получить её в подарок на день рождения, и родители безуспешно пытались искать, где такое продаётся. Тогда они обратились к Алексею, и он исполнил мечту малыша.

Фото Вадима Заблоцкого

Как‑то на выставке грайворонский мастер увидел плетёный самолёт и тут же загорелся идеей изготовить такой же. Делал долго, потому что станка, который помогает достать серд-цевинки из лозы, у него ещё не было. Приходилось работать вручную – ножом. На самолёт ушла неделя. Теперь же среди изделий Алексея уже несколько самолётов.

А недавно жена Алексея Юлия подарила ему вторую дочь, которую назвали Аделиной. Старшей дочери Ульяне уже девять лет. Счастливый отец думает смастерить что‑нибудь особенное в подарок для малышки.


В тему

С плакучей ивы капают «слёзы», потому что она растёт у водоёмов и от погружённых в воду корней в переизбытке получает жидкость. Воздух возле озера или реки обычно влажный, поэтому естественное испарение крайне незначительно. Вот дерево и сливает лишнюю воду через листья.

Лозоплетение – предок ткачества. Траву использовали как первое волокно. Позже люди научились использовать более тонкие материалы – льняное и конопляное волокно, а также шерсть животных.

На Руси долгое время любимым материалом для плетения были эластичные корни сосны и ели.

В гробнице Тутанхамона археологи обнаружили два плетёных стула. Они так хорошо сохранились, что могли бы украсить современный интерьер.


для комментариев используется HyperComments