Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 ноября 2014, 12:04
 Ирина Дудка 1456

На «чёрный» день

На «чёрный» день
  • Ирина Дудка

Где лучше хранить сбережения и какими инструментами пользоваться, чтобы не потерять заработанное.

Раз – и под матрас

Страсть к накоплениям у Капитолины Никодимовны была всегда. По молодости лет откладывала на сберкнижку и искренне полагала, что уж её-то будущее обеспечено. В один непрекрасный день, правда, оказалось, что оно обеспечено палкой копчёной колбасы и парой джинсов, сшитых в подпольном цеху в соседней области.

В «чёрные дни» 1990-х, при галопирующей инфляции Капитолина Никодимовна скупала золото и богемский хрусталь. Но если за золото ещё можно было получить хоть что-то при сдаче в скупку, то до вазонов и рюмочек в отсутствии еды и выпивки на прилавках дела никому не было.

В памятном 1997-м Капитолина Никодимовна, дабы сохранить кровные, поверила-таки коммерческому банку, который при всеобщей непредсказуемости стопроцентно гарантировал сохранность вкладов под некие «муниципальные гарантии». Что это за гарантии, она объяснить себе не могла, но собственноручно передала под них свои скромные накопления. Схема, конечно, не сработала, и Капитолина Никодимовна навсегда затаила злобу и недоверие к «проклятым капиталистам». Она решила, что отныне сбережения будут исключительно «под матрацем», и к своим 60 с хвостиком жёсткой экономией сумела-таки накопить 300 тысяч рублей.

Теперь её не волнуют два десятка банков, потерявших лицензии только за прошлый год, и она спокойно смотрит сюжеты с обещаниями компенсировать энную сумму. Но в то же время вчитывается и вслушивается в криминальные сводки о мошенниках, которые под видом соцработников, сотрудников пенсионных фондов, страховых агентов или собирателей винтажного скрапа норовят пробраться к пенсионерам и завладеть их сбережениями. Капитолина Никодимовна под дулом пистолета не пустит домой сантехника и контролёра и ни за что не станет пить чай с соседками на кухне, дабы те случайно не прознали про её «сокровища».

Однако все эти меры предосторожности совсем не гарантируют старушке, что её сбережения не превратятся в пыль из-за падающего курса рубля. Но от этой мысли у Капитолины Никодимовны поднимается давление, поэтому она гонит их прочь.

Альтернативы и перспективы

Таких как Капитолина Никодимовна в стране 37% – именно столько россиян, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведённого в мае текущего года, имеют сбережения. Год назад, кстати, таковых было 32%.

Накопления имеются преимущественно у людей, которым за 60 лет – 46% респондентов, и у людей с высоким достатком – 52% опрошенных. О том, что у них нет сбережений, сказали 60% опрошенных.

Обладатели «кубышек» не могут не думать о том, как лучше сохранить накопленное. Лидером в этом плане остаётся покупка недвижимости, во всяком случае, так считают 51% респондентов (в 2009 году так думали 48% опрошенных). Такая позиция, как правило, у людей в возрасте от 25 до 34 лет – 61% респондентов. Ровесников Капитолины Никодимовны в их числе 32%.

Каждый третий считает, что лучше всего открыть счёт в Сбербанке; каждый пятый готов скупать золото и драгоценности; а каждый десятый полагает, что нет лучшего способа сохранить накопления, чем покупка валюты.

Только 6% участников опроса готовы рискнуть покупкой акций компаний, чтобы не только сохранить, но и приумножить накопленное. А 7% респондентов наиболее надёжным способом считают счёт в коммерческом банке.

Меньше всего россияне готовы рассматривать в качестве финансовых инструментов вклады в пенсионные фонды и в паевые инвестиционные фонды – 4% и 3% соответственно.

«Дома хранить сбережения ненадёжно, поскольку из-за инфляции они с течением времени обесцениваются, и всегда есть соблазн потратить часть средств, – говорит заведующий кафедрой финансов и кредита Белгородского университета кооперации, экономики и права, кандидат экономических наук Виталий Шеховцов. – И ещё один момент: деньги могут просто украсть. Если стоит задача сохранить средства, то можно рассматривать вариант депозита. Хотя инфляцию он не перекрывает, но деньги лежат, да и с психологической точки зрения останавливает от лишних трат, ведь лишний раз в банк идти не хочется».

Единственный минус – напомним, у банка могут отозвать лицензию, поэтому максимальная сумма на один вклад не должна превышать 700 тысяч рублей, гарантированные к возврату в случае банкротства банка.

В условиях кризиса актуальным способом сбережения становится скупка драгоценных металлов.

«Драгоценности и золотые украшения в цене растут, но если вы купите украшения и вскоре захотите их продать, то примут их уже не как изделия, а как лом, – предупреждает профессор Шеховцов. – Если средства позволяют купить коллекционные изделия, то этот вариант можно рассматривать. Многие люди покупают просто слитки золота. Да, оно в цене растёт, но хранить его всё же лучше не дома, а в банковской ячейке, за которую, кстати, нужно платить. Плюс к этому, если слиток поцарапался, в цене он уже падает».

Вклады в ценные бумаги не самый надёжный способ сбережения в условиях кризиса, поскольку компании нестабильны. Остаются валюта и недвижимость.

«Валюта может быть способом сохранения денег, разумнее будет сформировать валютный портфель и управлять им, ориентируясь в курсах, – советует Виталий Шеховцов. – Как вариант возможны вклады в недвижимость, ведь за счёт аренды вы сможете получать доход. Если есть свободные денежные средства, дешевле купить недвижимость на стадии застройки, выбирая надёжных застройщиков. Для этого нужно посмотреть, кто на рынке давно, какая компания что построила и чем планирует заниматься в ближайшей перспективе».

Вариантов много, но ни один из них нельзя пускать на самотёк. Куда бы ни вложили средства, помните, что главная заповедь их сохранения – постоянный интерес к тенденциям рынка и самосовершенствование в познании финансовых инструментов.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×