Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 июня 2016, 18:29
 Оксана Придворева 3824

Н. Д. С. от ПТХА

В Белгороде открыли персональную выставку Анжелики Астаховой – белгородки, 15 лет назад уехавшей в Италию

Н. Д. С. от ПТХА Анжелика Астахова. Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева
  • Статья

В России первая персональная выставка Астаховой прошла в 1998 году в столичном Центральном доме художника, вторая – в прошлом году в Старом Осколе на «Оскольской лире». С 28 июня 18 работ Анжелики впервые экспонируют в Белгороде в выставочном зале «Родина».

Уехав из Белгорода в 1990-х, Анжелика Астахова не оборвала связи с ним, возвращалась в гости – к родным и друзьям. В одно из таких возвращений, в 2015 году, вместе с другом, белгородским поэтом Виталием Волобуевым, оказалась в «Родине», познакомилась с директором выставочного зала Натальей Гончаренко. Тогда же и родилась идея персональной выставки.

Белгород – Италия – Белгород

Выставиться в родном городе – обязательная программа каждого художника, считает Анжелика Астахова:

«К этой выставке я пришла более подготовленной. На первую мою выставку, в Москве, пришёл мой учитель (Руальд Дмитриев – прим. ред.) и сказал: «Ленивая». У нас с ним, кстати, цветовая гамма похожа. Этому он меня научил».

Другими своими учителями она считает Леонардо да Винчи, Рембранта, Винсента Ван Гога («Думаю, нам всем есть чему у них поучиться») и своего отца Георгия Астахова – «учителя физики и лирики», как вспоминают его ученики.

«Он критиковал меня всегда за поэзию, и он научил меня стойкости духа», – говорит Анжелика.

Первое обращение к живописи тоже связано с отцом:

«Я долго валялась в больнице. Ко мне пришёл отец и спросил, что бы я хотела в честь выздоровления. Мне очень хотелось пони, но подумалось, что пони в больницу не пустят. Тогда сказала: краски, как у настоящих художников. Он пошёл к другу-художнику и спросил: «А какие краски у настоящих художников?» Масляные. Масляные краски отец и принёс в больницу. Я там заваяла два картины, за которые доктор мои краски отобрал. Я после этого перестала рисовать надолго».

Художница вспоминает, что училась рисовать по постерам, купленным в книжном: разглядывала каждый сантиметр. Затем ходила по музеям, трогала картины – как и чем они сделаны, как художник в них проник?

А потом был совершенно иной виток познания себя в искусстве: переезд в Москву, оттуда – в Италию в 2001-м. Там – двухлетнее «тотальное безделье путём преодоления языковых барьеров», конкурсы живописи, персональные и коллективные выставки и появление собственного художественного направления нон-арт: «не-произведения не-искусства».

17 дней = 17 полотен

18 полотен открывшейся выставки разместили в фойе. 17 полотен художница написала за символичные 17 дней здесь, в Белгороде. Восемнадцатая картина – «Путешественница» – появилась раньше всех: её Анжелика Астахова в прошлом году подарила выставочному залу. Собственно, «Путешественница» и задала идею: передать эмоции человека, странствующего в мире реальном и иллюзорном – по городам и в собственных воспоминаниях. Отсюда и причудливое название выставки «Н.Д.С. от ПТХА», где есть «наброски душевных состояний» и сама Анжелика Астахова с одним из своих псевдонимов.

«Это то, как я путешествую, как я вижу мир и как я его чувствую», – объясняет художница.

В материальном воплощении это дорога Белгород – Санкт-Петербург – Москва – Калифорния – итальянские города – Берлин – снова Белгород. На холстах – портреты, пейзажи и не только: в почти плакатной стилистике Bacco, Venere, Tabacco ti porta noin sacco – о вреде невоздержанности, образ Христов «Спас Ярое Око» и автопортрет («Какое‑то животное»).

Персонажи, рассказывает художница, созрели в процессе подготовки:

«У художника какая‑то идея возникает, и он в это время работает физически – сколачивает подрамники, натягивает холсты, грунтует. За время этой работы созревают персонажи. Иначе как их можно сделать? А потом сама картина диктует, что должно быть, а ты только должен прислушаться. Во время физического труда ты стираешь свою персоналию, абстрагируешься от того, что тебя волнует, – тебя ничего не волнует, кроме воплощения какой‑то идеи, которая витает в воздухе».

  • Автопортрет.

  • «Мамулечка».

  • «Песня».

  • «Путешественница».

Из Италии – насыщенные цвета в пейзажах, где «чернильным светится небо», из Германии – «Берлиняшки» и «Толстый бюргер». В дополнение к «Путешественнице» – своего рода диптих с отрывом в год «Путешественник». А из Грайворона – «Песня»:

«Я знаю Грайворон как свои пять пальцев: ездили туда с поэтами. Я в памяти в него вернулась. И вместе с женщинами в народных костюмах, с мужчинами здесь есть вот этот мифический человек – доктор Время. Он такт отбивает как будто. Время нужно нам, чтобы всё устаканилось, сложилось».

Из вневременного – портрет «Мамулечка». Рассказывая о его героине, Анжелика вспоминает: мама попросила нарисовать её сегодняшней. А дочь изобразила по‑своему: такой, которой знает и помнит, и с любимым жасмином.

«Я думаю, что это хорошо, когда ты отрываешься, полетаешь-полетаешь и возвращаешься в родное гнёздышко, как и я, перелётная птичка», – говорит Анжелика.

Работы экспонируют в «Родине» до 17 июля. На 5 июля запланирован мастер-класс художницы. После окончания выставки одну из работ художница передаст в детский дом, а остальные подарит выставочному залу.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×