05.12.2016, Понедельник 07:30
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
24 декабря 2015 г. 15:49:35

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Начальник инспекции Росстандарта по Белгородской области Юрий Хлудеев: Мы добиваемся, чтобы за повторное нарушение отвечали месячным оборотом
Юрий Хлудеев

Требования к экологическому классу топлива в нашей стране ежегодно повышаются. С начала текущего года в России запрещено продавать автомобильное топливо ниже 4-го экологического класса. А с января нового года в России должен вступить в силу запрет на продажу топлива ниже стандарта Евро-5. Как выбрать правильную АЗС и куда пожаловаться на плохое горючее, «Белгородским известиям» рассказал начальник инспекции Росстандарта по Белгородской области Юрий Хлудеев.

– Юрий Васильевич, как ведомство отслеживает ситуацию на рынке топлива?

– Ситуацию значительно улучшили проверки, проводимые совместно с прокуратурой. В текущем году их было 30. Нарушения были выявлены более чем у половины проверенных предприятий, торгующих нефтепродуктами. В то же время из 18 запланированных проверок заправок непосредственно инспекцией проведено 11. Семь предприятий успели переименоваться. По согласованию с прокуратурой на таких АЗС уже начались проверки в рамках прокурорского надзора. Такие «перевёртыши», кстати, сразу вызывают большие подозрения. Пока на двух из трёх таких мы выявили нарушения. Проверим и остальные.

Если же говорить о наказаниях, то в текущем году по материалам проверок на виновных наложили почти полмиллиона рублей административных штрафов.

– А в новом году будете работать по тому же сценарию?

– Ну, во-первых, мы увеличиваем количество плановых проверок в несколько раз. Всего их будет около 200, примерно 80 из них проведём на нефтебазах и АЗС области. А во-вторых, Росстандарт недавно внёс в Правительство РФ предложение о введении оборотных штрафов для нарушителей требований техрегламента. Что это такое? Сейчас штрафы на юрлицо доходят до 300 тысяч рублей, на индивидуального предпринимателя – до 20 тысяч, на должностное лицо – до 10 тысяч. Мы хотим добиться, чтобы за повторное нарушение, совершённое в течение года, предприятия, торгующие нефтепродуктами, отвечали полным объёмом своего месячного оборота. Это от одного до трёх миллионов рублей для сельской заправки и около 10 миллионов для расположенной где-то на центральной трассе. Если это предложение будет принято, торговать некачественным топливом станет весьма невыгодно.

– Какую долю небольшие частные автозаправки занимают на белгородском рынке?

– В нашей области работает около 300 автозаправочных станций. Некоторые из них – ведомственные. Например, «Белгороднефтепродукту» принадлежит 47 АЗС. Есть четыре крупные компании, а остальные занимают всего 30 процентов. Число последних постоянно уменьшается – их выкупают «сетевики». Одиночные или, как их ещё можно назвать, небрендовые автозаправки располагаются в основном в сёлах. На них-то как раз и пытаются чаще всего продавать некачественное топливо.

– Сетевики имеют свои лаборатории и более тщательно контролируют те нефтепродукты, которые продают. А одиночные заправки в принципе не имеют такой возможности.

– Если вы приходите с проверкой, то тестируете качество топлива?

– Обязательно. Специалист-пробоотборщик приходит с нами, он одет в форму, имеет специальные инструменты, ёмкости и сейф-пакеты. Пробоотборщик пломбирует образцы и отправляет в лабораторию. Один образец топлива – арбитражный – всегда отдаётся на хранение предприятию, которое проверяют. Он тоже опломбирован и находится в сейф-пакете. Если будут какие-то разногласия, предприятие может обратиться с ней в суд и потребовать испытать её.

– Юрий Васильевич, и какие же нарушения чаще всего вы обнаруживаете?

– Самое частое – отсутствие информации, необходимой потребителю. Он должен знать, какое топливо покупает, подходит ли оно для его автомобиля по классу. Эта информация должна быть в кассовом чеке, на информационном табло заправки и на топливной колонке. На втором месте – несоответствие нормам физико-химических показателей топлива. В основном – по наличию серы. Если октановое число можно повысить при помощи присадок – кстати,  информация о них тоже должна быть в паспорте качества топлива, – то регулировать содержание серы можно только в заводских условиях. В половине случаев (9 из 18) нами выявлялось завышенное содержание серы в нефтепродуктах. Например, на АЗС в Разумном, принадлежащей индивидуальному предпринимателю, установлен рекорд завышения более чем в 100 раз!

– Хорошо. Во время проверки заправки выяснилось, что топливо, продающееся там, некачественное. Что дальше?

– Дальше мы отслеживаем по накладным его путь и обращаемся к поставщику. Если выясняется его вина, он тоже привлекается к ответственности. Доходим до изготовителя, но чаще всего он отказывается от этого топлива: поставлял качественное, а где не качественное взял заправщик – знать не знает. «Крайних» находит прокуратура и УВД, куда мы передаём информацию. Если никто не признаёт свою вину, полиция занимается оперативно-разыскными мероприятиями. Кстати, после выдачи предписания мы берём на АЗС повторные пробы: того нефтепродукта, к которому были претензии.

– И откуда чаще всего в наш регион поступает плохой бензин и дизельное топливо?

– Некачественные нефтепродукты идут с российских производств. Это просто недостаточно очищенное топливо, не предназначенное для реализации на АЗС. Вместо дизельного иногда продаётся печное, предназначенное для сжигания на тепловых станциях и в котельных. В нём не контролируется содержание серы и смол, если им заправить авто, то из-за большого содержания серы раньше сломается двигатель, а вред от выбросов будет гораздо выше. Если же в топливе будут смолы, мотор просто заглохнет.

– Юрий Васильевич, опытный водитель сразу почувствует, что заправил своё авто некачественным топливом. Куда ему можно пожаловаться?

– Подать жалобу лучше лично, обратившись в территориальный отдел по Белгородской области ЦМТУ Росстандарта, который располагается по адресу: г. Белгород, ул. Попова, 34. Но такие жалобы идут в основном через Роспотребнадзор и прокуратуру. И поясню сразу: люди приходят с просьбой помочь вернуть деньги за некачественное топливо и ремонт пострадавшего от его использования авто. Но мы не занимаемся защитой прав потребителей. Мы проводим внеплановую проверку на той заправке, которая, по мнению потребителя, оказалась недобросовестной.

– А если водитель подозревает, что ему недолили бензина, с этим тоже можно к вам обратиться?

– Да, конечно. Кстати, на каждой АЗС имеется мерная ёмкость. Если водитель засомневался, он может потребовать у оператора, чтобы тот в его присутствии проверил отпуск топлива. «Мерник» должен быть поверен и опломбирован. Через этот «мерник» оператор АЗС наливает 10 литров и смотрит по шкале: точно или неточно. Если в присутствии двух свидетелей недолив через «мерник» подтверждается – с этой информацией можно идти к нам. Некоторые жалуются, что вместимость бака 63 литра, налили 65 – и вошло. Но сами баки никто точно не калибрует, и те ёмкости, которые идут от бака до горловины, не учитываются. А там как раз помещается ещё около двух литров. Точно недолив определяется только через мерную ёмкость. Так, недолив топлива и применение неповеренных средств измерения было выявлено нами на трёх из общего числа проверенных АЗС: в посёлках Новосадовый и Томаровка, а также в селе Серетино.

– Юрий Васильевич, не секрет, что у многих автовладельцев есть свои любимые, а точнее – проверенные – автозаправки. У вас тоже?

– Безусловно. Но называть их прямо я не имею права, это будет реклама. Однако общими принципами, которыми я руководствуюсь при выборе автозаправки, поделюсь. Уже по внешнему виду заправки можно определить, стоит здесь покупать топливо или нет. Главный критерий «против» – общая неухоженность АЗС: разбитые стёкла на топливных колонках, масляные пятна на территории. Если на заправке даже за порядком и чистотой не следят, то за качеством топлива – тем более.


для комментариев используется HyperComments