Недюжинные способности
Родился Лавр Проскуряков 30 августа 1858 года в Борисовке Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Волоконовского района Белгородской области) в небогатой семье сельского священника, у которого помимо этого сына было ещё 17 детей. В таких больших семьях, чтобы оторваться от земли и посвятить себя иной деятельности, надо было обладать недюжинными способностями. И Лавр ими обладал, что сразу же бросилось в глаза его первым учителям.
Окончив четыре класса Воронежской духовной семинарии, что приравнивалось к полному гимназическому курсу, он подал прошение на выход из духовного звания и отправился в Санкт-Петербург. Там с рекомендацией управления образования, выданной отличнику учёбы, он на общих основаниях поступил в Петербургский институт путей сообщения (сейчас Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения).
Уже во время учёбы в печати стали появляться его первые работы. В 1883 году в журнале Министерства путей сообщения опубликовали первую научную работу Проскурякова «Исследование значений момента от сосредоточенных грузов, перемещающихся по балке на двух опорах». Через год в этом же издании вышла вторая статья – «О времени, необходимом для прогиба балки».
Проблемы мостов
Молодой инженер окончил институт в 1884 году шестым по успехам из 80 выпускников этого учебного года и получил место в Министерстве путей сообщения, в службе, ведающей железными дорогами. В качестве государственного служащего он был исполнительным, инициативным, состоял на хорошем счету у высшего начальства. Только вот формуляры, циркуляры и прочая бюрократия его не удовлетворяли.
Лавр Дмитриевич выкраивал время и занимался научной и конструкторской деятельностью. Больше всего его интересовали проблемы мостостроения, поэтому учёный был очень рад, когда в 1887 году вернулся в родной институт – на преподавательскую и исследовательскую работу на кафедру мостов.
В институте Проскуряков защитил докторскую диссертацию и стал известным учёным, крупным специалистом в своей области. Его всё больше привлекали проблемы мостов, которые стали важнейшими объектами на бурно развивающейся сети железных дорог в России. Как противостоять их деформации, разрушению и выходу из строя? Из какого материала они должны сооружаться? Что нового требуется, чтобы их конструкции были надёжными и долговечными? Все эти вопросы находили решение в проектах нашего земляка.
В 1896 году, проектируя мост через реку Которосль в Ярославле, инженер разработал специальную таблицу, которая помогала рассчитывать нагрузки при прохождении поезда по отдельным участкам моста.
Проскуряков первым в Европе отказался от сложных по конструкции и расчётам многорешётчатых мостовых ферм. Он спроектировал ферму с одной треугольной мощной решёткой, что обеспечило точное распределение в конструкции усилий от подвижной нагрузки. В 1888 году по проекту Прос-курякова впервые в России построили железнодорожный мост через реку Сулу на Харьковско-Николаевской железной дороге. Этим проектом Прос-куряков положил начало новому направлению в мостостроении.
Строительство сибирского пути
Министр путей сообщения Сергей Витте предложил Проскурякову заняться возведением мостов на Транссибирской магистрали – «Великом сибирском пути», как именовалась эта дорога в императорском указе. Новым детищем нашего земляка стал мост через Енисей в Красноярске. При его разработке Проскуряков использовал столь смелые технические решения, что ему пришлось потратить немало сил, отстаивая их.
За проект моста через Енисей на Всемирной выставке в 1900 году в Париже учёному присудили золотую медаль. Среди прочих высоко оценил работу автор знаменитой Эйфелевой башни Гюстав Эйфель, который возглавлял жюри Всемирной выставки.
Позже, по типу Енисейского моста, Проскуряков спроектировал лёгкие и экономичные мосты с фермами нового типа через Оку, Волхов и Волгу у Казани. Другим триумфом инженера стало «Амурское чудо» – грандиозный железнодорожный мост через Амур возле Хабаровска. Пущенный в строй осенью 1916 года самый длинный в России Хабаровский мост завершил создание Транссибирской магистрали.
Имя вошло в историю
Скончался Лавр Проскуряков в ночь с 13 на 14 сентября 1926 года. Его похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его заслуги справедливо оценил коллега, учёный в области мостостроения и материаловедения Пётр Велихов:
«Лавр Дмитриевич по справедливости может быть назван отцом графоаналитических методов расчёта в нашей науке, отцом экспериментальной школы в области сопротивления материалов, отцом современных методов преподавания в нашей педагогике и отцом строго логических ферм в нашем мостовом деле».
Имя Лавра Проскурякова прочно вошло в историю науки и техники. В его честь назвали созданную им лабораторию Московского университета путей сообщения, а несколько сохранившихся мостов по‑прежнему именуют в народе «Проскуряковскими».