04.12.2016, Воскресенье 13:08
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
10 июня 2015 г. 18:54:17

Известный белгородский фотохудожник экспонирует новую двухчастную выставку

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Мера мира Павла Титовича
Павел Титович. Фото Владимира Юрченко

Фотография для Титовича – мера, которой он постигает мир. Внутри себя – в первую очередь, внутри других – во вторую. «ИзМИРения» Павла будут представлять в галерее фотоискусства имени В. А. Собровина ещё неделю.

Эксперимент и ретроспектива

Войдя в зал галереи, вы увидите первую часть выставки – «Мир меняется». Этот совместный проект фотохудожника и творческой команды телерадиокомпании «Мир Белогорья» посвящён 10-летию со дня основания ТРК (Титович – режиссёр «МБ»). От берестяных грамот и монашеских летописей Древней Руси до информационных технологий России XXI века, которые только нас ожидают, – своеобразный визуальный дневник, воссоздающий историю СМИ и фиксирующий их футуристический портрет. Одна фотография – конкретная эпоха. Время проявлено через стилизованную, насыщенную деталями атмосферу, но главное – через героев, чьи образы воплотили лица «Мира Белогорья».

От праздничного проекта, экспериментального для Титовича, отправляемся в ту часть выставки, где представлена ретроспектива его фоторазвития. Здесь никакой цифры – только аналоговая техника. И никакой коррекции. Здесь – эхо прошлых персональных выставок мастера – «Монолог» и «Лабиринт», и коллективной «Механики чувств». И фрагмент совершенно нового проекта «Фотография на ощупь». Здесь – чёрно-белая студийная постановочная фотография.
«Апостол» и «Белый король», «Кузнец», «Пьеро», «Портрет друга»... – из своих мыслей и чувств, ассоциаций, фантазий и снов Титович конструирует сложную метафору. И в этом смысле автор, безусловно, символист от фотографии. Центр его фотокартин – внутренние миры людей, пространства их духа. Причём, это не выспренная, ходульная конструкция – он отталкивается от характера модели. Исследует природу человека, доставая из него то, о чём, возможно, тот и сам не подозревал.

«Человек приходит ко мне в студию, и я его настраиваю. Если мне это удаётся, он погружается в процесс. Осознаёт, что происходящее сейчас не повторится, станет частью его личной истории – и отдаёт намного больше своих эмоций и переживаний. Тогда я смотрю на него – и мне целый мир представляется», – говорит Титович.

  • «Апостол».

  • «Портрет сына».

  • «Портрет деда».

  • Фото из серии «Фотография на ощупь».

  • Девушка-поэтесса из серии «Фотографии на ощупь».

Он фиксирует на фото этот момент, консервирует его в капсуле времени. Наиболее сильно проблему времени ощущаешь, когда смотришь на «Портрет сына» и «Портрет деда», что расположены рядом друг с другом. Сходятся вместе два поколения – контраст рассвета жизни и её заката.

«Фотографии на ощупь»

Пять снимков этой серии производят совершенно особенное впечатление. Идея проекта принадлежит одновременно двум фотохудожникам – собственно Титовичу и Сергею Белову. К слову, фотограф из Осы Пермского края, Белов экспонировал в нашем городе свою выставку «Отражение». Ещё на вернисаже «Монолога» (2010) Павел признал, что для него работы Сергея – один из «источников познания и вдохновения для саморазвития в фотографической области». К тому же у этих авторов схожи понимания эстетики, психология и философия творчества, ориентиры в мировой фотографии – Ян Саудек, Владимир Клавихо-Телепнев и Иван Пинкав. И вот они вместе создали «Фотографию на ощупь» – два взгляда мастера на неведомый нам мир слепых и слабовидящих людей (именно они стали героями фотографий).

«Невероятно сложным оказался этот проект. Эмоционально сложным. Вместе с Сергеем мы искали ключи к людям, с которыми до того так близко не общались и мало что знали об их мире. Искали, и постепенно они открывались нам. Мы пили чай, беседовали, вот эта девушка читала нам свою поэзию (указывает на фото). Я смотрел на неё, следил, как её руки бегают по рельефу листа, напечатанного шрифтом Брайля, – как пальцами она «видит» свои стихи. И так мы встречались снова и снова, пока всё яснее в моей голове не проявлялся образ будущего портрета», – рассказывает Павел Титович.

Искусствовед Наталья Свиридова (в прошлом – замдиректора по научной и выставочной работе Художественного музея Белгорода) была первой, кто организовал выставку Титовича в нашем городе. Вот что констатирует Наталья Владимировна, созерцая «Фотографию на ощупь»:

«Эти работы Павла вдвойне выразительны, поскольку особое состояние этих людей для нас незнакомо, необычно, и нам интересно хотя бы немного ступить в их мир. Фотограф открывает его нам, сосредотачиваясь не на их недуге, а на их красоте. Кроме того отходит от своего устойчивого композиционного хода: укрупняет фигуру портретируемого, заставляя зрителя сфокусироваться именно на нём. Эта серия – свидетельство роста Титовича: он как бы отошёл и посмотрел на себя со стороны».


для комментариев используется HyperComments