Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 июля 2014, 11:58
 Виктория Передерий 3408

Меняю льготы на лекарства

Корреспондент «Белгородских известий» выясняла, как льготники получают необходимые им препараты

Меняю льготы на лекарства Фото Владимира Юрченко
  • Виктория Передерий
  • Статья

Белгород, аптека № 82, середина дня. На двери объявление: «Требуется фармацевт и провизор». В самой аптеке – другое: «Ветераны и участники войны обслуживаются вне очереди». Людей немного. И все сплошь те, что «вне очереди». Причина малолюдности обнаружилась довольно быстро. Люди подходили к окошку, задавали вопрос фармацевту и тут же отходили в сторону. Кто-то грустно кивал головой, кто-то возмущался. Нужного лекарства, как правило, не было.

Препарата нет…

– Вы бы посмотрели, что здесь творится, когда появляются лекарства и начинают отпускать по рецептам, – сказала женщина, представившаяся бабушкой Аней. – Толпа такая, что в помещение зайти невозможно. Хвост очереди из-за двери выглядывает.

– Фамилию свою не назовёте?

– А зачем тебе, деточка, моя фамилия? – удивилась женщина. – Я ещё хочу в этой аптеке лекарства получать. Мне проблемы не нужны.

Новые проблемы были, видимо, не нужны и другим льготникам. Хватало и тех, что есть.

У окошка фармацевта остановился пожилой мужчина:

– Мне нужны тест-полоски на сахар. Нет? А вот эти лекарства от давления? Опять нет? А когда будут?
– Не знаю, – ответила фармацевт.

– А кто знает?
– Не знаю. Следующий.

– Дорогие лекарства? – интересуюсь у мужчины, когда он в сердцах отошёл от окошка.
– Недешёвые, на пенсию не купишь, тем более непонятно – зачем мне этот соцпакет? – ответил он. – Третий раз в течение недели приезжаю. Сюда – час, назад – столько же. А потом ещё весь вечер отлёживаюсь после дороги, пью валокордин. Никаких нервов не хватает. Дозвониться в аптеку невозможно, никто не берёт трубку.

Мы заметили, что самым популярным ответом в аптеке на все вопросы был один: препарата нет, оставьте рецепт, мы вам перезвоним. Фармацевт привыкла к возмущению посетителей и реагировала на них с привычным равнодушием.

«Мне жаль пенсионеров, но что я могу поделать? – устало говорит она. – Мы же лекарства только реализуем. Я бы с удовольствием дала всем нужные препараты. Но где их взять?»

«Я беру лекарство для своей тёти, – с возмущением рассказывает женщина, представившаяся Татьяной. – У неё здесь с прошлого месяца зависло пять рецептов. Сегодня последний день, когда можно получить препараты. И хоть бы раз позвонили. Только на словах обещают. Приходится регулярно наведываться в аптеку, как на работу».

«И у меня уже месяц лежат рецепты. Проблемы с получением лекарств постоянно, – присоединяется к разговору пожилая женщина по имени Ольга Ильинична. – Разве участковый врач, выписывая лекарства, не знает, что их нет? Почему возникают эти перебои?»

«Вот раньше, когда лекарства можно было получить в своей поликлинике, такого безобразия не было, – делится наболевшим Ирина Григорьевна. – Зачем понадобилось менять всю систему?»

Фото Владимира Юрченко

Виктор Васильевич получает в аптеке лекарства для своей дочери – инвалида по психическому заболеванию и жены-диабетика. Инсулин он не мог приобрести с декабря и только в марте получил жизненно необходимое для больной супруги лекарство. Дочь сейчас осталась без нужных препаратов. И непонятно, что дальше делать.

– Хоть лекарства здесь у вас можно купить? – поинтересовался мужчина в соседнем окошке.
– Розничный отдел не работает, – ответили ему.

«Вы журналисты? – это уже к нам. – Я директор МУП «Единая аптечная сеть» Ольга Леонидовна Малая. Можем поговорить, если есть вопросы».

Готовятся к переезду

– Мы сейчас переживаем не лучший период, – начала разговор Ольга Леонидовна. – Изменилась система финансирования. Раньше была возможность за собственные деньги покрывать расходы. Но сегодня мы получаем деньги по утверждённому бюджету.

– Но и раньше ситуация была ненамного лучше.
– Я занимаю этот пост всего два месяца. Могу ответить только за то, что происходит сейчас.

– А что сейчас происходит?
– В ближайший месяц-полтора, после того как пройдёт процедура лицензирования, аптека переедет по другому адресу. Мы готовимся к переезду. Поэтому здесь некое запустение, закрыт розничный отдел. Нам уже выделено помещение на улице Горького.

– Люди жалуются, что не могут к вам дозвониться.
– У нас отключены телефоны, поэтому сейчас это сделать невозможно.

– Зачем же фармацевт обещает, что перезвонит, если будут нужные лекарства, и предлагает оставить рецепты?
– А мы действительно обзвонили всех диабетиков, когда в мае появился инсулин.

– Вы считаете, что аптека будет работать эффективнее, когда переедет по другому адресу?
– Это не от нас зависит.

Так удобнее чиновникам

Своё мнение по поводу сложившейся ситуации мы попросили высказать председателя комиссии по делам ветеранов и инвалидов Общественной палаты Белгородской области Михаила Ломакина.

Большинство ветеранов и инвалидов отказались от социального пакета, тем самым лишив себя льготного приобретения лекарственных средств. Они получают компенсацию, так называемую ЕДВ – ежемесячную денежную выплату, в размере 2 000 рублей. Такой вариант выгоден людям, которые не тратят на лекарства слишком большую сумму денег.

Однако около 30 % белгородских ветеранов и инвалидов вынуждены пользоваться соцпакетом, поскольку их ежемесячные траты на приобретение лекарственных препаратов в несколько раз превышает сумму ЕДВ и не по карману людям, живущим на пенсию.

– Вопрос обеспечения пожилых людей льготными лекарствами мы подняли на заседании комиссии Общественной палаты ещё в октябре прошлого года, – говорит Михаил Ломакин. – До этого мы изучили общественное мнение. Люди звонили нам, писали письма, обращались в местные отделения советов ветеранов. Они делились проблемами и высказывали своё мнение по поводу обеспечения лекарствами. В числе многочисленных претензий мы отметили две наиболее часто встречаемые: это дефицит необходимых лекарственных средств и отсутствие у сельских ФАПов лицензий. Без лицензии фельдшерско-акушерские пункты не имеют права реализовывать населению лекарственные препараты. Это создаёт неудобство людям, живущим в данном сельском округе. А лицензию ФАП зачастую не может получить потому, что у него старое помещение, не соответствующее современным нормативам, отсутствует холодильное оборудование или нет специалиста с высшим медицинским образованием. К счастью, таких ФАПов в области оказалось немного, около 10 % от всех фельдшерских пунктов. На заседании присутствовала заместитель начальника департамента здравоохранения и социальной защиты Наталья Зернаева. Мы просили её исправить в ближайшее время ситуацию. А этот вопрос взять под особый контроль и заслушать его ещё раз – уже на заседании совета Общественной палаты.

– Это проблемы, касающиеся жителей области. А какие претензии к обеспечению лекарствами у жителей областного центра?

– Раньше льготные лекарства можно было приобрести в аптеках при поликлиниках, это было удобно для пожилых людей. Выписал врач рецепт, а пациент тут же подошел к окошку аптеки и получил лекарство. Сегодня в Белгороде с льготными рецептами работает только одна аптека № 82. В Старом Осколе три таких аптеки, столько же – в Губкине. Что такое одна аптека на Белгород? Люди вынуждены отстаивать огромные очереди, чтобы в результате узнать: нужного им лекарства нет. Происходит это из-за существующей системы торгов. Лекарственные средства поступают к концу квартала, а не в начале, когда они нужны людям.

– А почему нельзя продавать льготные лекарства ещё в нескольких аптеках?

– Мне объяснили, что так проще распределять лекарства. Но то, что удобнее для чиновников, выглядит совсем иначе для обычных людей. Правда, представители управления здравоохранения обещали восстановить прошлую систему льготного обеспечения ветеранов. Но вопрос возвращения к реализации льготных лекарств в аптечных пунктах поликлиник Белгорода ещё только рассматривается.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×