Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 мая 2017, 15:11
 Анна Морозова 5276

Как белгородцы Михаил и Александр Шептаевы со своей техникой попали в кино о Дороге жизни

Благодаря братьям в старооскольском селе Архангельском появился музей боевых машин времён Великой Отечественной войны

Как белгородцы Михаил и Александр Шептаевы со своей техникой попали в кино о Дороге жизни Братья Шептаевы с зениткой М-4 на съёмках фильма «Ладога – Дорога жизни». Фото из архива Шептаевых
  • Анна Морозова
  • Статья

Внедорожники Красной армии, грозные зенитные установки, тяжёлая немецкая техника – эхо войны в них слышится отчётливее всего. Сфотографироваться на их фоне – всё равно что совершить путешествие во времени.

Коллекция памяти

Страсть к раритетной технике у Михаила и Александра Шептаевых проснулась ещё в детстве. Во многом благодаря родителям. Отец Валерий Пантелеймонович 30 лет учил водителей и автокрановщиков в местном техникуме. Дед Пантелеймон Григорьевич прошёл всю войну сапёром.

«Начинали с велосипедов и мопедов. Ещё в школе собирали их по чертежам журнала «Юный техник». Тогда освоили сварочный аппарат и другие инструменты», – рассказывает Михаил.

Собирать первый транспорт приходилось из подручных материалов. Со временем их стало не хватать. И братья увлеклись поисковой деятельностью. Они и сегодня уверены: память о войне хранится не только в документах, фотографиях и кинолентах. Она прячется в холодной броне утонувших танков, покрытых ржавчиной зенитках и продырявленных бронеавтомобилях.

«Экспонаты собираем и выкупаем по всей стране. Часть техники нашли в Новосибирске и Архангельске, часть здесь, – говорит Александр. – Нужные детали ищем с помощью Интернета. А знания черпаем из исторической литературы».

Шептаевы стремятся к достоверности военных событий, поэтому коллекционируют вооружение не только Красной армии, но и противника. Сегодня в арсенале мастеров больше десятка единиц техники. А сколько было отдано в различные музеи – уже и не сосчитать.

«Почти все на ходу. Боевые машины участвуют в памятных мероприятиях, которые проводятся в области. Они были подняты из водоёмов, отреставрированы и возвращены в строй», – заверяет Михаил.

 

Александр и Михаил Шептаевы приступили к восстановлению очередного раритета времён Великой Отечественной войны.
Александр и Михаил Шептаевы приступили к восстановлению очередного раритета времён Великой Отечественной войны.
Фото из архива братьев Шептаевых

BMW из Казахстана

Одной из первых добытых эксклюзивных моделей стал автомобиль BMW-321 1938 года выпуска! Во время войны он считался одним из самых комфортных для передвижения командного состава.

«Их начали выпускать ещё до войны. Это был гражданский автомобиль, а с началом боевых действий стал возить офицеров», – говорит Михаил.

Эту машину часто сравнивают с советской эмкой, она же ГАЗ-М1. Правда, немецкий автомобиль был легче и резвее нашего. Зато эмка комфортабельнее заграничного спорткара.

Производство BMW-321 прекратилось в 1941 году. Главный завод BMW, который находился в Айзенахе, почти полностью был разрушен в 1944-м. Чудом уцелел небольшой запас деталей для этой модели. Немцы были полны решимости воскресить знаменитую марку. А потому осенью 1945-го обратились к маршалу Георгию Жукову с просьбой содействовать возобновлению производства. Советский Союз выполнил эту просьбу. Но в 1952 году юридическим собственником завода вновь стала Германия.

«Этот ретроавтомобиль попал в Россию из Казахстана. А мы его забирали уже в Губкине. Работали над ним примерно месяц, а на днях отправили его в музей Нижнего Новгорода».

Боевой прадедушка

Вторым автомобилем, пережившим реинкарнацию в гараже Шептаевых, стал прадедушка современных УАЗов – ГАЗ-67. Именно этого солдата бездорожья с вырезом вместо двери чаще всего можно увидеть в военных фильмах. Работали они вполне надёжно, ездили в любую погоду по любой местности, чем и заслужили уважение фронтовиков.

На завершающей стадии войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, а также как лёгкий артиллерийский тягач. Красноармейцы прозвали его козликом, а американцы – Иван Виллисом.

 

  • Автомобиль BMW-321.

  • Советский вездеход ГАЗ-67Б.

«Они были призваны заменить американские внедорожники виллисы. На базе этих машин позже появятся бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б», – поясняет Михаил.

Крепкий и надёжный «козлик» использовали также для перевозки пехоты и раненых. Спереди ГАЗ-67 попросторнее виллиса, но задние сиденья практически одинаковы. Представить, что здесь ездили двое, да ещё в полушубках и с оружием, трудно. Но ГАЗ и виллис – дети эпохи, когда избыточный вес граждан не был массовой проблемой.

Зато тяжёлый подъём в гору ГАЗ-67 даже на второй передаче преодолевал с упорством бывалого солдата, штурмующего безымянную высоту. Потому подобные двигатели использовались даже для грузовых машин – например, для ГАЗ-АА, более известного как полуторка.

«Таких ГАЗов мы восстановили уже шесть штук. Один из них был адаптирован для перевозки заключённых, другие отправились сниматься в фильмах».

Набравшись опыта, братья приступили к сложной гусеничной технике, такой как немецкие танки Т-1 и Т-3. Апофеозом этой тяжеловесной симфонии стал StuG-3.

«Это была самая массовая артиллерийская немецкая самоходка. Мы восстанавливали её на базе БМП-1. Сделали по чертежам, добытым в подмосковной Кубинке, в музее бронетанковых войск министерства обороны. Нам разрешили снять истинные размеры этой техники», – говорит Михаил.

 

  • Советский бронеавтомобиль БА-64.

  • Немецкая самоходка StuG-3.

Легендарная сорокапятка

Но главная гордость Шептаевых– легендарная пушка-сорокапятка, которая наряду с танком Т-34 стала символом нашей победы в Великой Отечественной войне.

«Сорокапятки были двух модификаций. Первая, образца 1937 года, являлась основным противотанковым орудием в начале войны. Она была способна поражать практически любую немецкую технику. Её скорострельность – 15 выстрелов в минуту», – рассказывает Михаил.

Второе известное детище мастеров – М-42, пушка образца 1942 года. Когда противник стал использовать танки с мощной броневой защитой, главными целями сорокапяток стали бронетранспортёры, самоходные орудия и огневые точки. Её скорострельность уже была до 20 выстрелов в минуту.

Подвижная, достаточно скорострельная и не слишком тяжёлая сорокапятка была незаменимой на полях сражений. Советские солдаты с её помощью отбивались и выходили из окружения в начале войны и добивали фашистов в 1945 году. В дни Сталинградской битвы на её долю приходилась почти половина всех пушек, состоявших на вооружении наших истребительно-противотанковых полков

«Над ней пришлось поработать несколько месяцев, – продолжает Михаил. – Использовали в основном подручные материалы. Например, в качестве ствола – обыкновенную водопроводную трубу».

По старым фотографиям

Сегодня мастера колдуют над германским тяжёлым бронеавтомобилем SD.Kfz.231. К середине 1930-х немецкая армия приняла на вооружение целую гамму разведывательных бронеавтомобилей, которые, подобно всем военным машинам, рассчитанным на выполнение специальных функций, получили обозначение Sonderkraftfahrzeug – спецмашина, или сокращённо Sd.Kfz.

«Немцы выпускали их с 1936 по 1943 год. Для своего времени это была прекрасная техника, способная действовать на пересечённой местности. Позднее танки заменили их как более совершенные боевые машины».

  • Легендарная пушка-сорокапятка.

  • Немецкий SD.Kfz.231 в процессе восстановления.

 

Шестиколёсный SD.Kfz.231 немцы собирали на базе грузовых автомобилей. Братья использовали ЗИЛ-157. Они утверждают, что это первая и последняя реплика данной немецкой бронемашины. Оригиналы до наших дней не дошли.

Весит такая махина больше 8 т. На шоссе броневик разгонялся до 90 км в час и на одной заправке бензина мог проехать больше 300 км. Основой его вооружения была 20-миллиметровая пушка, которая могла поражать легкобронированные цели.

— Чтобы превратить одну машину в другую, придётся попотеть. Все чертежи мы делали сами. Поднимали старые фотографии броневиков и на их основе делали новые расчёты, – поясняет Михаил.

— А как вы избавляете старые детали от ржавчины?

— Главный помощник в этом – пескоструйная камера, обычная наждачная бумага и руки.

После окончания работ хозяева раритетной техники обычно отдают её в музеи или представляют для участия в исторических реконструкциях.

— Это часть военно-патриотической работы, которую проводит в области наш клуб «Поиск», – добавляет Михаил. – А ещё наша техника снимается в кино.

Дорога жизни

Благодаря своему увлечению Шептаевы стали актёрами – они снялись в четырёхсерийном художественном фильме «Ладога – дорога жизни». Он вышел на российские экраны в год 70-летия освобождения Ленинграда.

 

  • Миномёт.

  • Военно-полевая кухня.

«Нам позвонил помощник режиссёра по реквизиту. Он поинтересовался, есть ли у нас в наличии зенитная установка М-4. В блокадном Ленинграде она была основным оборонительным оружием, которое защищало город от воздушных атак. В начале войны их устанавливали на льду, на крышах домов, на кораблях, на поездах…»

Съёмки фильма проходили на Ладожском озере. Дорога по нему с 12 сентября 1941 по март 1943 года связывала блокадный Ленинград со страной. Для реальности сюжета пришлось полностью восстановить ход движения автомобилей по льду. Тогда трасса находилась под обстрелом немецкой артиллерии и авиации. Не меньшую опасность для водителей представлял и суровый нрав Ладоги. Только 29 ноября 1941 года на дно озера ушло 52 авто.

Сколько людей погибло на Дороге жизни за годы войны, сегодня не скажет никто. Машины – легендарные полуторки – доставали со дна озера ещё несколько десятилетий после окончания войны. Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди на военно-автомобильной дороге № 101.

«Во время блокады продукты ленинградцам также доставляли ЗИС-5, в народе «Захар». Подобную модель мы восстанавливали полгода».

По сценарию фильма зенитчики, роль которых предложили сыграть братьям Шептаевым, как специалистам, хорошо знающим свою технику, охраняли небо от воздушного нападения. Они вступили в неравный бой с немецкими самолётами.

«Это был первый, но не единственный фильм, в котором участвовала наша техника, как, собственно, и мы сами. Нам нравится восстанавливать память о своих великих предшественниках. И делать её осязаемой для потомков», – заключает Михаил.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×