Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 октября 2014, 10:56
 Ирина Селюкова 1622

Лето в баночке

По мёду нынешний год в Белгородской области выдался не худшим, но проблемным

Лето в баночке Фото Вадима Заблоцкого
  • Ирина Селюкова

В этом году пчеловодный сезон на Белгородчине был своеобразным. Председатель президиума Белгородской региональной общественной организации «Общество пчеловодов» Виктор Золотарёв рассказал, что пчёлы у нас перезимовали нормально, вылетели в срок.

Но в мае случились заморозки, весенний мёд пчёлы не добрали. Подвела и акация – кое-где подмёрзла, а ведь именно она считается изюминкой белгородского мёда. Липа местами тоже пострадала. В июне новая напасть – сильно задождило, похолодало, и взяток прервался.

«Мёд в Белгородской области редко бывает монофлёрным, в основном в нём присутствует разнотравье. Туда попадает немного весны – цветут сады, жёлтая и белая акация, эспарцет, потом зацветает липа, полевое и луговое разнотравье. И в целом получилось, что по мёдопродуктивности год оказался неплохим. Наш мёд в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге пользуется спросом и раскупается быстрее, чем из других регионов. Потому что у нас растительность определённого вида и присутствие белой акации даёт мёду определённую вкусовую специфику. Может, он не такой душистый, как алтайский, но по вкусовым качествам и мягкой консистенции он очень хорош. Россельхознадзор держит качество белгородского мёда под контролем. Мы здесь живём и должны потреблять то, что даёт наша земля, это полезнее для нас», – считает Виктор Золотарёв.

В отличие от колхозных сейчас на частных пасеках получают 30 и более килограммов мёда от одной пчелосемьи. Пасечники добывают в год от пяти до семи тысяч тонн мёда. Наращивание пасек началось с 2010 года, когда по программе развития пчеловодства в период с 2010 по 2015 год предполагалось выйти на уровень добычи 3,5 тысячи тонн мёда в год.

«Мы этого уровня достигли ещё в прошлом году. В последнее время в области значительно выросло количество пчеловодов. Этому способствовала государственная поддержка малого бизнеса, – говорит Виктор Вадимович, – многим она помогла завести свои пасеки и расширить имеющиеся. Сейчас в регионе мы перекрываем спрос. В соответствии с областным проектом увеличения потребления мёда к 2018 году до 10 кг в год на одного человека нам надо увеличить производство в два раза. Но поскольку большого спроса на мёд пока не наблюдается, интереса развивать пасеки у пчеловодов нет. У нас есть молодые пчеловоды, очень заинтересованные, профессионально работающие на этом поприще, есть семейные пасеки, где пчеловодство стало общим бизнесом. Думаю, такие хозяйства могли бы существенно увеличить производство мёда. Пчеловодство – очень увлекательное дело, но непростое. Если человеку оно по душе и он погружается в мир пчёл, то оторвать его потом от этого занятия невозможно».

Сама мёдопродуктивная база области достаточно ёмкая, она позволяет увеличить производство мёда в два раза.

Помимо погоды на жизнь пчёл влияют болезни и вредители. Нынешней осенью, по словам Виктора Золотарёва, активизировался клещ варроа и нанёс серьёзный урон пчелиным семьям. Многие пасечники не досчитались пчёл. Летом пчелосемья нормально работала, в августе она ещё была жива, а в сентябре, октябре – пчёл нет, пустые ульи.

«Это серьёзная патология, в мире её уже назвали коллапсом пчелиных семей. В прошлом году жалоб на варроатоз было меньше. Сейчас на него жалуются очень многие пчеловоды. Но в основном те, кто не был подготовлен к борьбе с этим заболеванием, не занимался профилактикой. Мы всем советуем, как только мёд выкачали, сразу же приступайте к борьбе с варроотозом. Потому что именно в последние дни августа клещ развивается очень интенсивно и наносит пчёлам непоправимый вред. Насекомые либо гибнут сразу, либо уходят в зиму и зимой ослабленные погибают. Когда с клещом регулярно борются, то год проходит нормально. Если же профилактики нет, то на пасеке наступает катастрофическая ситуация. Бывает, что страдают и опытные пчеловоды, потому что упускают момент, и пасека ополовинивается. Профилактикой нужно заниматься, только когда мёд выкачали, но в мае, июне, июле никакие препараты не вносятся», – напомнил Виктор Вадимович.

Для борьбы с этим грозным клещом используют химические препараты. Есть и более щадящие средства, применяемые в 70-е годы прошлого столетия, когда варроо только завезли в Россию из Африки и он буквально выкашивал пасеки. Это щавелевая или муравьиная кислоты, по мнению пчеловодов, они менее вредные, но и менее эффективные.

Белгородские пчеловоды сейчас думают, как вернуть людям любовь к мёду. Представители общества побывали во всех районах, встречались с пасечниками, нацеливали их на пропаганду мёда. В регионе предусматривают создание 30 выставочно-консультационных центров. На какой основе они появятся, пока не ясно. Районные власти не отказываются, главное – найти людей, которые бы взяли эти помещения и творчески воплотили идею в жизнь.

Некоторым крупным холдингам предлагалось включить в обеденные меню мёд. К сожалению, работодателей эта идея не заинтересовала из-за дополнительных трат.

«Человек будет более здоровым, более работоспособным, и небольшая затрата средств оправдается. Работникам предприятий, посетителям столовых, кафе нужно предложить выбор – мёд или сахар. Если в обычной столовой в меню будет включён мёд вместо сахара, обед станет дороже всего на пять-шесть рублей. Просто к этому нужно привыкнуть. Когда сахар вошёл в нашу жизнь, – напомнил Виктор Вадимович, – его могли позволить себе только богатые люди, теперь он вытеснил мёд за счёт своей дешевизны и простоты использования. И сейчас нам очень трудно повернуть людей к мёду, чтобы его ели ежедневно. Некоторые не хотят возиться с мёдом, когда он застывает, это сделать непросто. С фасованным мёдом нет никаких проблем, у нас готовы делать упаковки разных видов - 10, 20, 30 граммов».

В торговых сетях, по мнению Золотарёва, фасованный мёд должен стоять возле касс на видных местах. К сожалению, это дорого стоит и вопрос пока не решён.

«Важный момент – воспитание детей. У нас в области работает программа «Школьный мёд». Пчеловоды, – считает Золотарёв, – должны больше проводить встреч с детьми, говорить о пользе мёда, пчёл. В этом году у нас прошли ярмарки мёда. Жителям городов они интересны, потому что там они встречаются непосредственно с производителем. Многие спрашивают, какой мёд полезнее. Главное – чтобы он был натуральный. Мёд, который вам понравился, возможно, содержит те вещества, которых не хватает вашему организму».

Пчеловодам хотелось бы также обратить более пристальное внимание белгородских кондитеров и виноделов на свою продукцию. Мёд – живой продукт, и он вполне способен заменить химию.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×