• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
21 марта 2016 г. 19:13:15

Как с помощью конструктора вырастить гениев

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Кубики будущего
Фото Юлии Тимофеенко

19 марта в Белгороде впервые провели фестиваль BelRobot: четыре конкурса для детей разных возрастов, увлекающихся робототехникой и программированием. «БелПресса» узнала, как участники готовились к соревнованиям и как их наставники оценивают уровень технической подготовки современных школьников.

В мастерской будущих победителей

Четверг, 17 марта. В инженерно-техническом клубе «ЛегоСАМ» суета. Родители помогают детям доделывать роботов к фестивалю. Светлана Литвина, индивидуальный предприниматель, признаётся, что раньше с техникой была на «вы», а сейчас немного втянулась и вместе с сыном Марком и его командой «БелКом» впопыхах доделывает производственную линию.

«Сын ходит в лего-клуб с ноября, и робототехника его увлекла с головой. Я вообще бешеная мама: мы и в музыкальную школу ходили, и на кружки всякие, но такого не было нигде, чтоб он бежал сломя голову на занятия. А тут он уходит в конструктор полностью», – делится она и объясняет, что для команды это первые соревнования, поэтому пока не всё идеально.

Сыну Светланы всего девять, но это не помешало ему стать капитаном в группе шести человек до 12 лет. Из конструктора Lego Mindstorms ребята создали прототип реальной конвейерной линии белгородского завода «Краски КВИЛ». В феврале для них согласились провести экскурсию на производстве: рассказали и показали, как всё работает. С середины месяца мальчики по памяти восстанавливали части конвейера. В их варианте робот-доставщик приносит на линию банку, в которую наливают краску, затем на неё приклеивают этикетку, закрывают крышкой банку, встряхивают её и отправляют на склад.

– Вам на заводе не дали никаких схем?

– Нет, мы по памяти. Сначала сделали саму линию, а потом по порядку. Что-то додумывали, – рассказал одноклассник Марка Андрей Емец.

В этот момент команда смотрела в монитор, настраивая механизмы робота через специальную программу.

– Как это работает?

– Простите, но вы мешаете нам работать. У нас проект горит, – серьёзным тоном отрезал Марк и выставил в программе новое время поворота руки, которая должна захватить банку с конвейера и поместить её на склад.

Команда «БелКом» представляет работу на конкурсе. Марк Литвин – в центре.
Команда «БелКом» представляет работу на конкурсе. Марк Литвин – в центре.
Фото Юлии Тимофеенко

Вторым заданием на конкурсе будет транспортировка банки с завода. Для него ребята должны написать программу для робота, чтобы тот без ошибок: лишних поворотов, остановок – прошёл лабиринт по заданной траектории.

«Видите, на экране есть иконки. Каждая из них отвечает за какую-то свою функцию: поворот, цвет, звук, например. А мы их программируем, то есть пишем туда время и всё, что нам нужно. Иконок очень много, есть даже те, с которыми я ещё не работал», – раскрывает второклассник Костя Емельянов принцип работы над программой.

– Костик, а кем ты хочешь стать?

– Учёным-физиком, хочу открывать новые миры. Вот недавно учёные открыли гравитационные волны. Это что значит? Значит, мы скоро сможем телепортироваться. А потом самое крутое: мы сможем в будущем за минуты, нет, секунды летать, например, на Марс.

– А я инженером хочу стать, – подключается одноклассник Кости, Илья.

На вопрос о школьниках, которые с головой уходят в смартфоны, у него есть чёткий ответ:

– Есть у нас в классе один игроман... Но когда у меня появится сенсорный телефон (сейчас у меня кнопочный), я не стану таким. На новый телефон я установлю приложение по программированию Lego Mindstorms EV3.

Фото Юлии Тимофеенко

Откуда берутся инженеры

Год назад Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив выпустили альманах «Атлас новых профессий», согласно которому в ближайшие 15–20 лет в обществе будут востребованы специальности, напрямую связанные с программированием и робототехникой.

Сейчас в инженерно-технических клубах занимаются менее 5 % школьников. В советское время их было в пять раз больше.

«Я родом из Забайкальска, – делится Семён Якименко, основатель школы образовательной робототехники Robo-LABS. – В мои школьные годы китайская Маньчжурия, пять минут езды от нас, была маленьким посёлком, а сейчас это настоящий современный город. В частности, из-за того, что все главные заводы по радиоэлектронике там стоят. А всё потому, что там начали спонтанно поднимать производство и учить новые кадры. То же самое нужно сделать и в нашей стране. Поймите: есть специалисты – есть возможности, нет специалистов – возможностей тоже нет».

Фестиваль «Белробот» устроили, чтобы не только выбрать представителей региона для того или иного всероссийского конкурса, но и оценить, сколько специализированных кружков в области работают, кого они привлекают.

Семён Якименко помогает ученику починить робота.
Семён Якименко помогает ученику починить робота.
Фото Юлии Тимофеенко

Для детсадовцев 5–7 лет и их воспитателей провели региональный этап конкурса «ИКаРёнок», где нужно было представить проект с использованием механизмов, а также выполнить несколько задач на сборку модели по схеме, логику и др. В нём победила команда из двух воспитанниц белгородского детсада № 42 «Берёзка». Девочки представят область на всероссийском форуме в татарском городе Иннополисе в июне.

Участие в VIII Всероссийском робототехническом фестивале «Робофест-2016», который пройдёт в апреле на ВДНХ в Москве, обещают победителям конкурсов «We do ЛЕВ» и «ИКаР» («Инженерные кадры России»). В первом дети от 6 до 9 лет соревновались в сборке и программировании так называемых первороботов (первых проектов за время учёбы в кружке). Лучшими в своих возрастных категориях стали Кирилл Феоктистов и Ярослав Сорокин. А в «ИКаРе» и были этапы с конвейером и транспортировкой товара для команд с участниками 7–17 лет. Победила команда «БелКом», с которой «БелПресса» встречалась накануне.

Наконец для тех, чьи работы не подходят под заданные всероссийскими конкурсами параметры, устроили «Свободную творческую категорию». Чтобы было понятно, насколько отличаются идеи начинающих разработчиков, отметим, что лучшими в номинации стали проекты робошлема, плоттера на базе Lego Mindstorms и интерактивной квест-комнаты.

Кирпичики для реальности

«Я каждый день борюсь, чтобы оставить детей в реальном мире. К 12–14 годам ребёнок проводит в сутки от 10 до 13 часов в виртуальной среде. Это наша главная проблема. Конструирование и робототехника помогают разорвать шаблонность мышления у детей и вырастить будущих гениев, – считает руководитель клуба «ЛегоСАМ» Олег Грязнов. – Все думают, что в нашем клубе только играют, но у нас игровых наборов нет вообще. А линейка образовательных конструкторов предполагает, что дети будут много собирать. Мы используем классические кубики, чтобы ребята научились фантазировать».

Олег Грязнов.
Олег Грязнов.
Фото Максима Левковского

В его клубе нет деления на маленьких и больших. Группы формируют по уровню развития детей.

«Если один начинает другого называть малявкой, мы проводим батл по сборке конструктора. Бывает, что маленькие ребята оказываются смекалистей тех, кто постарше», – констатировал Грязнов.

Робототехникой и программированием из 160 участников клуба занимаются всего 26. Чтобы попасть в эту группу, нужно сдать тест на знание элементарных основ механики и умение строить алгоритмы. Большая часть не справляется с заданием и идёт на курс «Первороботы».

«В Челябинске три-четыре раза в год проходят фестивали по легоконструированию. Только в одной школе там занимающихся робототехникой детей больше, чем во всём Белгороде, – рассказывает Грязнов. – Если ребёнок до 8 лет не занимается конструированием, учёные на 80 % уверены, что он никогда не выберет техническую специальность».

Лего: быть или не быть

Уверенность Олега Грязнова в том, что именно лего может воспитывать будущих инженеров, разделяют далеко не все. Учитель информатики из школы № 3 Строителя Никита Шумаков, который вместе со своим учеником разработал робота для теплиц и устройство для слабовидящих, считает, что ребёнок не научится программировать, собирая конструктор: лучше собирать школьные проекты из вторичных компонентов.

С ним согласен руководитель кружка «Микробот» из Губкина Иван Соколов. В его клубе школьники используют самодельные платы, контроллеры и программируют исключительно на языке си:

«Парень может сегодня спокойно программу для роботов написать, а завтра с этими же знаниями может сделать программу для управления любым автоматизированным станком. Ну не пустили нас на «ИКаР» на наших роботах – мы попросили в школах какое-то количество наборов лего, чтобы поучаствовать в соревнованиях. За неделю научились программировать в необычной для ребят визуальной среде и собрали робота для второго задания. На создание производственной линии у нас не хватило времени, так как мы недавно приехали с фестиваля «РобоАрт» в Воронеже, где заняли второе место».

Учитель говорит, что лего ограничивает в решении задач:

«Программа очень нестабильна: в ней тяжело получить конкретный результат. На си можно выжать из контроллера всё, а в этой среде возможности ограничены. Мы не управляем реальным процессом».

Фото Юлии Тимофеенко

Иван Соколов объясняет, что программа для лего – это графическая среда. То есть кто-то другой написал, как будет действовать устройство при той или иной команде, а детям остаётся вбивать нужные параметры в определённые окошки.

«С этого языка дети на си никогда не перейдут, а с си мы к лего перешли за неделю», – резюмирует Иван.

Компромиссный взгляд предлагает Семён Якименко. Он утверждает, что ребёнка в 5–8 лет необходимо чем-то увлечь, потому что с 14 это становится невозможно. А лучший вариант, который есть сейчас, – это как раз конструктор лего. Есть и отечественные разработки, но они не настолько качественные, как хотелось бы.

«Ребятам, которые приходят в мою школу после лего, программирование даётся проще. У других бывает очень тяжёлый старт. Согласитесь, прежде чем писать программу, нужно её решить на алгоритмическом уровне. Мальчики «из лего» легче понимают более сложные программы, потому что у них развита логика. Плюс в лего очень сильная механика. Потом мы изучаем другие программы и языки программирования, работаем в «Компасе», 3D MAX, на ЧПУ-станке.

Лего удобно для школы. Во многих конструкторы даже есть, но никто ими не пользуется – беда в нехватке кадров. Неподготовленному информатику порой бывает сложно изучить электронику, так же как и учителю физики, а, между прочим, с помощью конструктора можно наглядно показывать на уроках колебания, силу трения, качения. Вообще это проблема общероссийского масштаба. Пока мы не выучим новое поколение робототехников, ничего не будет».


для комментариев используется HyperComments