• 63,91 ↑
  • 68,50 ↓
  • 2,46 ↑
2 апреля 2016 г. 15:38:11

В каком районе можно найти орехи, кулагу и землянику

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Красный край
Фото Николая Ярцева

Красненский район 3 апреля отмечает 25-летие. Накануне юбилея района мы встретились с хранителем истории Красненского края – директором районного краеведческого музея Николаем Лесуновым. Он рассказал нам любопытные факты о районе и его традициях.

Ореховая дань

Три золотых лесных ореха на красном полотне – это герб Красненского района. Его приняли 13 декабря 1995 года.

«То, что он имеет красную основу, символизирует богатство, изобилие и отражает название самого района – красное, что значит красивое, –  рассказывает Николай Лесунов. –  Наш район издавна славился сбором диких орехов. Выращивать их стали уже значительно позже, а вот лещина у нас росла в избытке. Плоды ореха были настолько востребованы, что у нас в своё время с крестьян брали налог в виде орехов. В казну поступали именно красненские орехи».

Свои традиции

В Красненском районе можно встретить старинные обычаи, характерные для Старооскольского округа, Красногвардейского и Алексеевского районов, а также Острогожска Воронежской области. Вот как объясняет эту особенность Николай Лесунов:

«В XVII веке земли нынешнего Красненского района стали заселять  служилые люди. Выходцы из Старого Оскола обосновались в сёлах Новоуколово, Расховец, Круглое. Выходцы из Острогожска – в Лесном Уколово, из крепости Ольшанск – заселили Готовье, Красное, Сетище. Выходцы из Бирюча – крепости Усерд-Камызино, Хмелевое. У нас получилось объединение различных служилых людей в одном месте».

Так образовался небольшой район с богатыми традициями. В каждом поселении, а их всего 10, есть свои обычаи, они не смешались, каждое селение с уважением относится и к своей культуре, и к культуре соседа.

Холодайки и кофты

Народная старинная одежда у красненцев тоже самобытная. Девушки в стародавние времена носили сучёные юбки.

«Их изготавливали сами девушки из полотна, которое ткали из крашеной шерстяной нити. Ткань получалась разноцветная: красная, жёлтая, зелёная, чёрная. Несколько полосок полотна сшивали, и получалась юбка. Сучёной она называлась потому, что две нитки ссучивались (свивались в одну нить), и потом из них ткали, –  рассказывает Николай Стефанович. –  Кроме того, девушка обязательно покрывала голову платком. Летом могла носить венок».

Во время венчания невесту переодевали в женский наряд – шерстяную юбку-понёву.  

«Понёву также изготавливала сама девушка, – продолжает Николай Лесунов. – Полосу подола юбки всегда расшивали. Узор рассказывал о девушке: из какой семьи – бедной или богатой, счастливая ли у неё была жизнь, а может, на её долю выпало горе. Всё это можно было прочесть в понёве».

Второй обязательный наряд невесты – сорока.

«Сорока по Далю – некрасивый женский головной убор. Некрасивый! Мы  с ним не согласны, – твёрдо говорит Николай Стефанович. – Сороку женщина  украшала блёстками, бисером. Чем больше украшений, тем тяжелей была сорока. Также женщины обязательно носили грибатку и бусы».

Такой праздничный наряд молодая женщина могла носить до того, как её первому ребёнку исполнится один год. Затем вместо сороки красавицы надевали повойник.

«Этот головной убор похож на шапочку бардового или тёмно-красного цвета, его тоже украшали блёстками и бисером. Чем лучше был украшен повойник, тем, считалось, женщина счастливее и богаче. Всё зависело от супруга, – поясняет Николай Стефанович. – Если он не скупился и любил жену, то давал деньги на бисер, жена  могла богато украсить повойник. Если он был ревнивый скупец или пропойца, то повойник был бедно украшен. Люди насмехались над таким мужем, который не обеспечивает семью».

Осенью женщины носили жилеты, затем – холодайки, а зимой надевали кофты с ватной подкладкой, сатиновые.

«Кофта не имела воротника, потому что поверх неё надевали красивый платок. Его надо показать во всём величии, а воротник не давал возможности продемонстрировать платок», – пояснил Николай Лесунов.

И мужчины, и женщины носили лапти. В районе сохранились умельцы, которые могут их делать. Да и сам Николай Стефанович плетёт их из липового лыка. Лапти носили с шерстяными носками. Если носков не было, то использовали онучи – это длинная полоса холщовой ткани наподобие портянки.

«До 7 класса я в школу ходил в лаптях, мне их плёл дедушка. Как правило, два раза за зиму – обязательно к Рождеству. И вот я помню: принесу лапти от дедушки, жду не дождусь, когда наступит утро, чтобы по крыльцу пройтись,  следы оставить на снегу», – вспоминает краевед.

Два дня района

В Красном принято отмечать два дня района. Первый – официальный, когда был образован район, а второй – в день пророка Ильи 2 августа. Это престольный праздник села Красное. В этот день поздравляют не только жителей райцентра, но и всех краснянцев.

Квас и кулага

Славится район и своими кулинарными рецептами. Хлебный квас в Красненском районе особый. Николай Лесунов рассказал, как его делали.

В трёхведёрную дубовую кадку насыпали ведро ржаной муки. Заливали холодной водой, чтобы получилось тесто. Затем в печи грели двухведёрный чугун воды и в отдельном горшочке готовили опару из муки с водой. Готовую опару заливали в кадку. Закипевшую воду тоже лили туда, размешивали, затем  укрывали попоной. Ждали, пока квас не переиграет, а потом его пили, на нём варили борщ и добавляли в холодец.

Здесь и холодец готовили по-своему.

«У нас в холодец обязательно лили квас! Холодец с квасом – это же объедение!» – восклицает историк.

Готовили в районе и кулагу. Край богат дикими ягодами и фруктами. Их собирали, сушили в печи, а зимой и в пост готовили очень полезное блюдо. Ржаную муку засыпали в горшок с водой и ставили в печь. В ступе фрукты превращали в муку. Затем в распаренную массу засыпали истолчённые фрукты.

«Аромат был необыкновенный! Запах ржаной муки, молотых груш, яблок, калины, боярышника, а вкусно-то как! К тому же это витамины, – вспоминает Лесунов. –  Кулагу ели в пост. Она придавала силы, и человек мог управляться с хозяйством».

Смородина и земляника

Издавна здешние края славились богатыми урожаями чёрной смородины.

«У нас чёрная смородина росла сама по себе, – рассказывает Лесунов. – Между Вербным и Репенкой, в болотистом месте, в ольхе росла смородина. Люди собирали её и носили в Алексеевку на рынок продавать. А в Лесном Уколово люди выращивали смородину специально. Продавали в Острогожске».

Промысел этот сохранился и до наших дней. А в последние годы к нему добавился ещё один – земляника садовая. Красненский край со временем сможет стать ягодной столицей нашего региона.


для комментариев используется HyperComments